Главная
страница
Новости
Архив новостей
Биография
Фильмография
Интервью
Творчество Вигго
Фотоальбом
Ссылки
Пишите письма |
|
Неустрашимый
Грация д’Аннунцио, L'Uomo Vogue, апрель
2004
Фото – Стивен Кляйн
Оригинал - здесь
Перевод – Джейн
Этот февральский воскресный репортаж начинается в ангаре
Бруклина и заканчивается в маленьком аэропорту на севере Нью-Йорка. Промежуточные
пять часов фотосъемки прошли быстро. Он ходил туда и сюда в трейлер,
молчаливый и замкнутый, с сигаретой во рту, без обуви (ему удобнее ходить
босиком), в руках - типичная деревянная чашка для мате, очень популярного
напитка в Южной Америке. "Вы тоже его пьете? - спрашивает он меня.
- Это полезно".
У меня был шанс понаблюдать за ним в течении долгого времени, пока устанавливали
камеру. Каждый раз его сине-зеленые глаза выражают палитру разнообразных
эмоций, рот с трудом приоткрывается в улыбке. То, что у Вигго Мортенсена
есть обаяние и застенчивая, почти испуганная манера держаться, это факт.
Он говорит немного, но вы замечаете, что он никогда не произносит банальностей,
и вам нравится его честный, открытый подход, без следа притворства или
звездной болезни. Он не склонен к пустой и предсказуемой восторженности,
но получасового разговора в машине достаточно, чтобы понять, как разнообразны,
разносторонни и увлекательны его интересы.
Вигго Мортенсен, причисленный критиками и зрителями к суперзвездам после
триумфа эпической трилогии "Властелин колец" (которая собрала
в этом году 11 "Оскаров") не просто актер, снявшийся в более
чем тридцати фильмах и сыгравший большой диапазон ролей от легендарного
ныне Арагорна, чувствительного и романтичного короля-воина в трилогии
Дж. Р. Р. Толкина, до бессовестного любовника Гвинет Пэлтроу в "Идеальном
убийстве", измученного ветерана Вьетнама в "Бегущем индейце" и
деревенского парня-аммонита в "Свидетеле".
Что делает его личностью в Голливуде, так
это разнообразие занятий, которым он предается все с теми же страстью
и преданностью. В самом
деле, он
художник, писатель, фотограф, поэт и музыкант; его работы выставлялись
в галереях по всему миру, его книги и диски выходят в маленьком издательстве "Персиваль
Пресс", которое он основал для того, чтобы предоставлять слово независимым
личностям и пропагандировать независимые идеи.
Иногда он находит вдохновение для экспериментов с новыми
средствами выражения прямо в процессе съемок. Этот процесс интригует
его и вызывает
его любопытство. Например, он говорит мне, что его недавно вышедшая книга
фотографий "Miyelo" отчасти была навеяна съемками его последнего
фильма "Идальго".
"Это забавно, - говорит он немного иронично, -
что я трачу большую часть моего времени, рассказывая о кино, вместо того,
чтобы делать его.
Сегодня вечером я вылетаю в Торонто, не знаю, где я буду на следующий
день, взгляните на список городов, где меня ждут", - говорит он,
показывая мне колоссальный график тура Touchstone/Disney. "Так или
иначе, это часть моей работы, и секрет в том, чтобы правильно относиться
к таким вещам: если вы делаете что-то несвойственное вам, лучше всего
делать это хорошо и, возможно, найти в этом что-то интересное для . Жаловаться
было бы бесполезно и лицемерно", - заявляет он.
Теперь давайте посмотрим на вестерн Джо Джонстона, основанный на реальных
событиях, где Вигго играет Фрэнка Т. Хопкинса, предприимчивого и отважного
ковбоя с индейской кровью, приглашенного шейхом (Омар Шариф), чтобы испытать
его мустанга Идальго в "Океане огня", известных гонках на 3000
миль в сердце аравийской пустыни против лучших всадников-бедуинов.
"Мы попадаем в конец девятнадцатого столетия, когда
романтическая идея Дикого Запада начинает изживать себя, - объясняет
актер. - Железные
дороги достигли прерий, и мне нравится, что мой персонаж отправляется
на восток, в прямо противоположном направлении. Его путешествие - это
тяжелое испытание, но также путь личного искупления, путь к самопознанию
и познанию других народов. И он не подходит к ним с позиций завоевателя,
он не отдает приказов и советов в американском духе", - подчеркивает
он, раскрывая свои либеральные пацифистские убеждения.
"Кроме того, я доволен тем, что этот фильм относится
с достоинством и уважением к культурам арабов и коренных американцев".
Сам Вигго, страстный поборник гражданских прав и прав человека, во время
съемок в Южной Дакоте был так впечатлен индийским ритуальным танцем, "Танцем
Духов», что решил заснять его. Он сделал 13 кадров, "то есть это
всего одна пленка, - говорит он, - снятая панорамной камерой, которую
одолжил мне мой друг Ричард Картрайт, профессиональный фотограф, работающий
в кино". "Танец показывают дважды в фильме, - продолжает он,
- первый раз в Вундед-Ни Крик, где свершилось одно из наиболее страшных
массовых убийств индейцев в истории страны, второй раз в форме галлюцинации,
которую мой персонаж видит в пустыне во время гонки. Я пробовал поймать
этот момент - я был очень удивлен, как серьезно и тщательно члены племени
готовились переписать страницу их прошлого - настолько почтительно, насколько
возможно. Для меня эти снимки - воспроизведение сразу двух событий: более
современного, которое имело место во время съемок, и более давнего, случившегося
в 1890 году".
Именно поэтому его образы выглядят неземными, почти нереальными, на
границе между сном и экстазом: вместе с литературными и поэтическими
текстами они составили книгу, имеющую огромное визуальное и эмоциональное
воздействие - "Miyelo", и выставлялись в галерее в Лос-Анджелесе.
Познакомить общество с малоизвестной страницей
истории, расшевелить людей, но, в первую очередь, не забыть - вот основная
цель этого
издания, которое
не только показывает его заинтересованность в делах национальных меньшинств,
которые переживают притеснение, несправедливость и насилие, но также
свидетельствует о личной заинтересованности. Он рассказывает, что после окончания съемок вернулся в Южную Дакоту,
чтобы принять участие в гонках имени вождя Большая Нога, церемонии, посвященной
жертвам резни, а как только наш автомобиль приезжает в аэропорт, он идет
в интернет-кафе, чтобы распечатать свое интервью
на сайте The Native Voice Media, где речь идет об этом событии.
"Вот, может, вас это заинтересует, - говорит
он, протягивая мне лист бумаги. - Это была большая честь для меня
- принять участие в подобном событии.
И съемки Танца Духов были одним из самых счастливых моментов в моей
жизни".
Я тоже могу сказать, что в моей жизни сейчас наступил счастливый момент
- 45-летний мужчина, стоящий передо мной, просит составить ему компанию
в ожидании рейса; он спокойно разговаривает о различных изданиях, и это
потрясающе - видеть, каков он в действительности. Так что мы говорим
о выставках, которые он только что посетил в Нью-Йорк (Дэвид Армстронг,
Джоул Стернфелд, Пикабия), о фламенко-шоу с Сарой Барас, которое ему
посчастливилось посмотреть накануне, и о его страсти к фотографии, которая
уходит корнями в годы его юности.
Я обнаруживаю, что он понимает по-итальянски
(он также в совершенстве владеет датским, языком его бабушки по
отцу, и испанским, потому что
он рос в Аргентине и Венесуэле) и что он читает множество американских
и европейских газет, потому что всегда ищет критический анализ информации.
Я поражена тем, что он с явной неохотой позволяет водителю взять его
багаж, он замечает это и шепчет мне серьезным тоном: "Я хочу остаться
нормальным человеком, который сам носит свои сумки и сам стирает свои
вещи". И все же в зале ожидания маленького аэропорта чуждую условностей
кинозвезду быстро узнают пассажиры, и он терпеливо подписывает несколько
автографов. Одновременно он рассказывает мне, что планирует устроить
студию в своем гараже, дома, в Венисе, Калифорнии, а пока рисует на кухне,
раскладывая холсты на полу, но когда приходит вдохновение, любое место
подойдет (на съемках "Властелина колец" в Новой Зеландии, он
часто ездил на машине в поисках натуры). Он рассказывает, что сумку со
всеми его записями для книги стихов и коротких рассказов просто украли
– " … трехлетний труд фактически потерян", а что касается личной
жизни, он признается, что только по отношению к своему сыну Генри (рожденному
в браке с панк-певицей Иксен Червенкой) он испытывает полную и безоговорочную
любовь.
Я смотрю на часы - рейс вот-вот объявят. Вигго роется в рюкзаке и протягивает
мне один из его компакт-дисков, "Pandemoniumfromamerica", выпущенный
в сотрудничестве с гитаристом-виртуозом Бакетхэдом, наводящий на размышления
взрыв звуков и лирики, и книгу, изданную в "Персиваль Пресс", "Сумерки
Империи" - собрание различных "не-ангажированных" мнений
и репортажей об оккупации Ирака. Затем он прощается и исчезает за стеклянной
дверью. По пути домой я думаю о том, что он сказал мне в начале нашей
беседы: "Познание – это то, ради чего стоит жить".
|
|