ИНТЕРВЬЮ | ||||
Главная страница | Вигго Мортенсен, датский подданный Пиа Рон, Kronsj (датская радиостанция), 14 декабря 2003 Мой сегодняшний гость говорит, что стал актером, потому что у него не было сил все время оставаться собой. Он наполовину американец, наполовину датчанин, звезда мирового масштаба и по-прежнему очень деятельный человек. А потому мне пришлось приехать в Париж, и сейчас я сижу в фешенебельном номере отеля, в номере с большим, очень большим количеством комнат. Скажу вам, это отель категории "Д'Англетер" [самый дорогой и престижный отель Копенгагена - Irin] - "выходишь из номера и прыгаешь в бассейн," -но размером он как несколько "Д'Англетеров". Также я должна сказать, что на пути к отелю мне пришлось пробираться через огромную толпу поклонников, которые ждали у входа в надежде хоть одним глазком взглянуть на своего героя, а их герой – да, именно он сидит напротив меня на огромном зеленом диване. Добро пожаловать на радио "Kronsj", Вигго Мортенсен. Вигго: Спасибо, спасибо за визит. Пиа: Наверное, не осталось ни одного человека, который не знал бы о предстоящей в воскресенье гала-премьере заключительной части трилогии "Властелин колец", трилогии, в которой вы сыграли роль Арагорна. Вы можете как-то помочь мне убедить всех наших слушателей, что это и в правду вы, Вигго Мортенсен, сидите напротив меня и собираетесь давать часовое интервью на датском языке? Вигго: Когда они услышат мой датский, то сразу поймут, что говорит не коренной датчанин... но.. меня зовут Вигго Мортенсен и я всех поздравляю с Рождеством и с Новым Годом, и добро пожаловать в Париж. Пиа: Вигго, могу я попросить вас произнести какую-нибудь реплику из фильма, реплику, принадлежащую Арагорну? Вигго: "There's always hope" [Надежда есть всегда] Пиа: Мы будем и дальше общаться на датском? Вигго: Ну, я постараюсь... Заставка: Вигго Мортенсен любит ходить босиком. Так сильно, что даже приходит босиком на разные официальные мероприятия. Пиа: Да, вот и сейчас... Почему вы всегда босиком? Вигго: Так проще, мне так удобнее. Пиа: И к тому же, вы очень непринужденно/удобно одеты, но мы не будем говорить весь этот час о привычке ходить босиком. Однако, для всех наших слушательниц, я должна упомянуть, что вы больше не носите длинные волосы, у вас короткая стрижка. В течение следующего часа мы узнаем о ваших датских корнях, услышим голоса ваших родственников дяди Генри и тети Тулле, поговорим об удаче и трудолюбии, а также о том, как стать всемирно знаменитым. Мы поговорим о магнетизме и естественности, о том, почему вы, в числе первых актеров в США, протестовали против вторжения американских войск в Ирак, и о том, что вы являетесь ярым сторонником ООН. Даже здесь, в комнате отеля, у вас висит большой флаг ООН. И конечно, мы поговорим о фильме под названием "Властелин колец". Заставка: Отца Вигго тоже зовут Вигго, так что датские родственники зовут его "Малыш Вигго". Пиа: Да, Дания - маленькая страна, и, конечно, наши сердца наполняются радостью, когда датчанин – особенно датчанин за границей – добивается успеха в чем-либо. И, даже не зная точно, какие связи вы поддерживаете с Данией, мы очень вами гордились и гордимся. Думаю, настала пора выяснить раз и навсегда, какое отношение вы имеете к Дании. Все началось с того, что ваш отец, Вигго, датчанин, поехал в отпуск в Норвегию и познакомился с вашей матерью, Грейс, американкой. И что произошло? Вигго: Да, они познакомились, катаясь на лыжах где-то в Норвегии. Я не знаю, что произошло. Я никогда не спрашивал их об этом, хотя, возможно, должен был? Пиа: Но в любом случае что-то случилось, потому что они влюбились друг в друга, и... Вигго: Определенно! Пиа: ...и 20 октября 1958 года родились вы. Ваш отец, которого тоже зовут Вигго, - из семьи фермеров. Что он передал вам в наследство в смысле ценностей и датских традиций? Вигго: Чувство юмора и некую – я не знаю, как это по-датски – неугомонность? Да. Пиа: Неугомонность какого рода? Вигго: Мы много переезжали – он не любил оставаться долго на одном месте, часто менял работу, ему хотелось попробовать чего-то еще, хотелось путешествовать, а мы путешествовали вместе с ним . Нас было трое детей, три брата, и теперь я счастлив, что все было именно так, я люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми, культурами, языками. Пиа: Да, и вам это удается. С двух до одиннадцати лет вы жили в Аргентине и Венесуэле и, помимо датского и английского, бегло говорите на испанском. Как на вас повлияла жизнь в различных странах? Вигго: Возможно, поэтому я такой – как это сказать? -любопытный? Мне нравится учить языки, и, повторюсь, я люблю путешествовать. Когда я был ребенком, мы приезжали в Данию почти каждый год, и я уже тогда проявлял интерес к языку, с удовольствием запоминал новые слова, но по-настоящему я датского не знал – а могу ли я утверждать, что знаю его теперь? Я выучил датский позже, когда мне было 18 или около того. Но до этого я много слышал, как говорят датчане – когда мы приезжали сюда в гости, летом и на Рождество, мои кузены и кузины... [он помнит, что нужно использовать разные формы для обозначения двоюродных родственников разного пола - прм. переводчика с датского]. Пиа: Вы поступили в университет и получили степень по испанскому, а также по управлению, а потом вы приехали в Данию и пару лет жили и работали здесь. Вы жили в Эсбьерге и в Копенгагене, и работали водителем грузоподъемника, кассиром в ресторане быстрого обслуживания и официантом в модном ресторане. Это как то не вяжется с образом того Вигго Мортенсена, которого узнают на улицах в большинстве западных стран. Не могу не поинтересоваться у вас, Вигго Мортенсен: когда вы были молоды и работали в Копенгагене, вы уже тогда производили впечатление на людей? Как вы думаете? Производили? Вигго: Не знаю. Пиа: Ну что ж, сейчас мы это выясним. Мы поговорили с шеф-поваром того самого модного ресторана, где вы работали. Он находится на Dronningens Tvжrgade, и его шеф-повар – Ян Хуртигкарл. Итак, послушаем, что он скажет. Ян Хуртигкарл: "Я не помню его, нет, не помню. (Вигго смеется). У нас была, наверное, тысяча служащих за то время, что мы существуем, и и некоторых, кого я сам учил, тех я помню, конечно, но я уверен, что он здесь не учился. Он просто работал здесь, был одним из многих служащих. Пиа: Вы не смогли удержаться от смеха, когда он сказал, что не помнит вас? Вигго: Да, потому что я помню, как впервые с ним познакомился. Я пришел к нему по поводу работы, а он должен был завтра уезжать, не знаю куда, может, во Францию, и он сказал: "Да, нам нужен кто-нибудь, если ты хочешь нас выручить... Ты знаешь что-нибудь о вине (я ответил: "Да", хотя ничего такого не знал), о том, как сервировать стол?" А там все было по высшему разряду, по крайней мере, в сравнении с закусочной "Burger King", где я работал по утрам. И если меня спрашивали о том, откуда вино, область и все такое, я просто отвечал, что в голову приходило. Пиа: Итак, вы уже тогда были хорошим актером? Вигго: Да, приходилось. Пиа: Почему вы выбрали Данию? Из-за отца? Потому что он был отсюда родом? Вигго: Да. У меня были родственники в Штатах, со стороны матери, но я всегда хорошо ладил с родней в Дании, может быть, в каком-то смысле даже лучше, чем с родней в Америке. Не то чтобы я не любил общаться с двоюродными братьями и сестрами-американцами, но, кажется, с датскими родственниками у меня было даже больше общего. Я любил приезжать к ним. Пиа: И что у вас было общего? Вигго: Не знаю... мы просто отлично уживались. Я играл с ними легко [он говорит rolig, но, возможно, имеет в виду afslappet – "без напряжения" - прим. переводчика с датского] и с удовольствием, и я... Гораздо легче учить язык, если тебе интересно, и если тебя не заставляют, и это относится не только к изучению языков, но к чему угодно. Пиа: Без сомнений, хотя вы и американский гражданин, Дания и ваши датские родственники очень много значат для вас. Вигго: Я еще и подданный Дании. Пиа: Вы – подданный Дании? Вигго: Да. Пиа: Мы счастливы это слышать. И вы назвали своего сына Генри – это имя часто встречается в вашей семье. А когда газета "Politiken" заявила, что вы используете ваше датское происхождение лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание, а на самом деле не имеете с нашей страной ничего общего, вы написали им письмо, которое было опубликовано в "Politiken". У меня оно есть и я хотела бы процитировать выдержки из него (цитирует фразы из письма, перевод которого можно найти на нашем сайте). Почему это так много значит для вас? Я имею в виду ваши датские корни. Вигго: Я просто хотел внести ясность в этот вопрос. Объяснить, что это непрофессионально с их стороны – утверждать, что я не имею ничего общего с Данией. Я должен был это сказать. Пиа: Вы по-прежнему бываете в Дании по крайней мере один раз в год, и всегда навещаете родственников, которые живут недалеко от Рингстеда. Сейчас вы услышите слова своей тети Тулле. Она расскажет, как проходят визиты знаменитого племянника. Тулле: "Он – все тот же Lille Вигго (Малыш Вигго). Он всегда вытирает тарелки, когда кто-то моет посуду. Он вытирал их, когда ему было 9 или 11 (тогда его заставляли это делать), и когда ему было 17, 21, 25 и 35 (тогда он делал это уже по собственному желанию), а потому... в общем, он член семьи. Ему нравится национальная датская еда – простая крестьянская пища. Он любит bidesild и flжskesteg [маринованную селедку и жареную свинину - прим. переводчика с датского] и все, что к этому полагается. Так что в еде ему легко угодить. И он даже может сам почти все это приготовить. Пиа: Это была Тулле. Она просила передать, что с нетерпением ждет вас в гости. Вигго: Да, они уже обещали мне, что завтра мы будем есть flжskesteg. Вместе с моим отцом. Пиа: Когда вы общаетесь со своей датской родней, когда вы с датскими родственниками, каково это – в сравнении с вашей остальной жизнью? Вигго: Ну, они меня знают и им все равно – то есть, они, в общем-то, гордятся тем, чего я достиг в профессии, а я всегда радуюсь их успехам – в работе и в жизни, но они поддразнивают меня точно так же, как и прежде. Как говорят в Дании, "я не должен думать, что я особенный". Пиа: Ваш дядя Генри сказал мне: "Хорошо, конечно, что он многого добился, но возможно, на данный момент это уже слишком много?" Вигго: Да, и он, возможно, прав. Но не нужно забывать об удаче. Не все актеры удачливы. Мой успех – это успех "Властелина колец". Это редкое везенье. Пиа: А все-таки, какая доля в этом успехе была везенья, а какая - трудолюбия? Вигго: Думаю, везенью принадлежала основная роль. Удача необходима. Я снялся во многих фильмах, и большинством из них я горжусь. Я узнавал что-то новое во время съемок каждого из них, и очень часто я думал: этот фильм точно будет успешным, с точки зрения кассовых сборов. Но этого, к огромному моему удивлению, не происходило. Пиа: Вам не кажется, что вы нуждаетесь в удаче из-за вашего датского происхождения? В том смысле, что будь вы стопроцентным американцем, для достижения успеха вам хватило бы и одного таланта? Вигго: Не думаю. Я уверен, что вы не правы, потому что во "Властелине колец" снимались и американские актеры, и они тоже думают, что им повезло. Я знаю, что за границей, в том числе в Дании, бытует мнение, что американцы, особенно американское правительство, уверены в своей исключительности, в том, что они лучше других. Но не все американцы такие. Многие американцы не согласны с нынешними действиями американского правительства, действиями, которые, по моему мнению, очень опасны. Я просто не нахожу аналогов поступкам нашего правительства. Германия 30-х-40-х, может быть, они также реагировали на события и также лгали своему народу. По крайней мере, если судить по тому, что я читал о правительстве Третьего Рейха. И многие люди не согласны с таким образом действий, но в американских газетах, на телевидении звучит в основном точка зрения властей. А если американцы – например я -начинают высказывать другую точку зрения… А я высказался, потому что устал слышать, как Братство Кольца в Хельмовой пади сравнивают с американцами в кольце врагов. Я думаю, это неправильно – так говорить. И когда я стал возражать, мне пришло 5000 писем от самых обычных американцев, которые утверждали: ты думаем точно также, как вы, и мы не можем – как это сказать? – мы не можем это высказать, нас не слышат, поэтому очень хорошо, что вы сказали это. Пиа: Давайте поговорим о личном. Вы были женаты на панк-певице Иксен Червенке, и у вас есть сын Генри, которому сейчас около 15 лет. Я уверена, что сейчас вы одиноки, вы живете в Калифорнии, богемном пригороде Лос-Анджелеса, в Венис-Бич. Вы можете рассказать о вашей обычной жизни, как проходит ваш день, когда вы дома? Вигго: Ну, я отвожу сына в школу, на следующий год он, возможно, уже сам сядет за руль, и это необычно, потому что я привык вставать утром, готовить ему завтрак и отвозить его в школу. Потом я езжу туда-сюда и занимаюсь разными делами, связанными с работой в кино, а если у меня открывается выставка, я должен подготовить картины или фотографии. Потом, есть еще постоянная работа по продаже книг, пересылке их по почте, потому что большая часть того, что мы продаем… Пиа: Вы хотите сказать, что сидите там и сами отправляете книги по почте? Вигго: Ну, у меня есть помощники, которые сейчас этим занимаются, потому что я сам не могу, так что… Пиа: Итак, ваш обычный день: вы фотографируете, работаете в кино, пишете стихи, занимаетесь своим издательством, э-э, рисуете картины и сочиняете музыку. Заставка: Вигго Мортенсен красив. Он так красив, что попал в список 50 самых красивых людей журнала "People". Пиа: Как сделать так, чтобы Вигго Мортенсен перестал вращать глазами из-за того, что его назвали красивым? Вигго, если мы оглянемся назад, то увидим, что вы снимаетесь в кино уже 20 лет и сыграли более чем в 40 фильмах, но вы не могли заработать на жизнь актерской профессией. Ситуация изменилась лишь в последние 7 лет. Ваши ранние роли не были столь заметны, как те, что вы получали в последнее время. Вы снялись в одной из серий телесериала "Полиция Майами", и в "Техасской резне бензопилой"-3. И в начале карьеры вас несколько раз вырезали при монтаже фильмов, где вы снимались. И как вы это обнаружили? Что вас вырезали? Вигго: Я пошел в кино и сообщал домашним, чтобы они тоже сходили. Я позвонил маме и сказал ей, что в пятницу она должна пойти в кино на "Пурпурную розу Каира". Пиа: На фильм Вуди Аллена? Вигго: Да. Пиа: Было здорово сниматься у Вуди Аллена? Вигго: Это было весело. А еще был фильм "Пересменка" Джонатана Демме, и.. Пиа: Итак, вы сидите в кинотеатре… Вигго: Да. Пиа: …собираясь смотреть на себя в фильме Вуди Аллена, и обнаруживаете, что вас там нет. Вигго: Да, и нет даже моего имени в титрах. И моя мама спрашивает: "Чем ты занимаешься в Нью-Йорке? (смеется) Ты актер или просто обманщик?" Тогда я понял, что сначала нужно самому посмотреть фильм, прежде чем звать родителей в кино. Пиа: Ваша роль молодого фермера-аммонита в "Свидетеле" в 1985 году стала вашим дебютом в кино, а еще вы сыграли в "Солдате Джейн" и "Багровом приливе", и в первом фильме режиссера Шона Пенна, "Бегущий индеец". Но знаменитым вас сделала роль Арагорна во "Властелине колец". Давайте вернемся на несколько лет назад. Питер Джексон, съемочная группа, актеры "Властелина колец" уже приехали в Новую Зеландию и были готовы приступить к съемкам. А вы в это время в Америке, и вдруг звонит телефон. На линии Питер Джексон. Чего он хотел? Вигго: Ну, на самом деле мне позвонил не Питер Джексон, а мой агент. Он сказал, что с ним связался Питер Джексон и поинтересовался, не хочу ли я сыграть одну роль. "В каком фильме?", спросил я. "В трех фильмах по "Властелину колец", - отвечает он. "Это такая книга?" "Да, Толкиена". Я о ней слышал, но не читал. Я спросил: "Когда?" А он говорит, что вылетать нужно на следующий день. Я сказал, что мне эта идея не нравится: съемки уже начались, а значит, у меня не будет времени все как следует изучить и подготовиться. Пиа: И что было потом? Вигго: В общем, я ответил: "Спасибо, нет, тем более что другие актеры находятся там уже несколько месяцев, а на роли их утвердили за полгода до съемок, они готовы приступить к работе, а я нет”. Так что мне эта идея не нравится. Тогда агент предложил мне хотя бы подумать над предложением. И сколько времени вы мне даете на "подумать"? "Пару часов". Ну ладно, говорю я. Мой сын Генри в это время был со мной на кухне, и он спросил: "О чем речь? О "Властелине колец"?" Он-то читал эту книжку. "Да, – отвечаю я, - снимается фильм". "И что за роль тебе предлагают?" "Какого-то парня по имени Бродяжник" – я не знаю, как по-датски "Бродяжник". Так зовут Арагорна в начале книги. И Генри сказал, что это очень интересный персонаж и что я должен согласиться. Ну, я не знаю, – ответил я. – Вдруг я не справлюсь? Я не хочу, чтобы люди потом смотрели фильм и говорили, что кино хорошее, но вон тот парень просто не понимает, где он и что ему делать”. А Генри мне на это: “Я считаю, что ты все равно должен согласиться”. Мне было приятно слышать, что он не против, потому что самым трудным испытанием во время съемок была разлука с Генри. Куда более трудным, чем сражения с орками и Сауроном. Пиа: Но потом вы прочли книгу? Вигго: Да. Когда Генри сказал, что стоит согласиться, я решил поговорить еще и с режиссером. Я перезвонил агенту, и тот дал мне телефон Джексона. Я набрал номер и начал расспрашивать Питера об эльфийском языке, еще о чем-то. И я подумал, что это будет интересный опыт, что это предложение мне интересно, и если я откажусь, то буду жалеть. Не потому, что фильм будет фантастически популярен – тогда мы еще не знали, что нас ждет такой успех. Просто то, что рассказал мне Генри о книге, меня заинтересовало. И я согласился, а книгу начал читать в самолете по пути в Новую Зеландию. В начале она показалась мне немного странной, про каких-то хоббитов, но потом я дочитал до Бродяжника, и эта часть, как потом и Ривендел, показалась мне уже более знакомой… Пиа: Вы узнали себя? Вигго: Нет, но многое напомнило мне книги, которые я читал в Дании, а еще исландские саги, сказки о викингах и тому подобное. Пиа: Скандинавские саги? Вигго: Да. Особенно "Беовульф" и "Сага о Вольсунгах". И еще "Rolf Krake". Так что я сказал себе: ОК, мне это знакомо. Заставка: Имя Вигго – норвежское, оно означает воин [stridsmand – человек войны - прим. переводчика с датского]. Когда Вигго приехал в Голливуд, ему ясно сказали: если хочешь стать известным, смени имя! Но он не сменил. Что не помешало ему добиться успеха. Кстати, в 1999 году шесть датских младенцев получили имя Вигго. Пиа: После "Властелина колец" вы из человека относительно известного превратились в мировую знаменитость. Ваши фотографии были на обложке "Newsweek", на бутылках "Пепси", а в Новой Зеландии даже есть "Боинг"-747 с вашим изображением. У меня есть его фотография, вот, можете полюбоваться на стюардессу, которая выглядывает из вашего лба. Как вы относитесь к такой популярности? Вигго: Ну, все мы, все актеры, которые снимались во "Властелине колец", стали популярны, у нас появилось больше возможностей для получения работы и так далее – из-за успеха фильма Питера Джексона. Пиа: То есть, вы научились получать от этого удовольствие? Вигго: В каком-то смысле, да. Думаю, мы, или лучше сказать, Питер Джексон, сумел чего-то добиться благодаря Толкиену. Он взял что-то из романа, но фильм ведь любят не только в Дании, но и в Японии, например, то есть там, где роман никогда не имел такой популярности... Пиа: Но если абстрагироваться от фильма, вы можете сказать, как всемирная популярность влияет на вас? Вигго: Ну, я теперь занятой человек, я сижу здесь, с вами – если бы не трилогия, этого бы не было. И я сейчас в туре [по раскрутке "Возвращения короля"]. Я был в Новой Зеландии, Германии, Аргентине, Бразилии, в Мексике, в Лондоне. Немало для трех недель, и все из-за фильма, так что в каком-то смысле это тяжкий труд. Но, с другой стороны, приятно видеть и слышать, что люди, неважно, немцы они или аргентинцы... что эта история... Пиа: Вигго, как вы думаете, сколько раз вам придется посмотреть этот фильм за время тура? Вигго: Три? Не знаю. 5, 6, 7, 8 раз. А в январе мы едем в Японию. Так что продолжение следует. Пиа: Я передаю привет вашим родственникам в Дании и сообщаю вам, что они с нетерпением ждут премьеры "Возвращения короля", чтобы вновь посмотреть на вас. Это стало традицией: они ходят в кино на “Властелина Колец” всей семьей. И к тому же так совпало, что примерно в это же время ваш дядя Генри празднует свой 73-летний день рождения. Генри: Третий год подряд мы собираемся большой компанией (семья, друзья и так далее), обедаем в Броене, а потом идем в кино. Люди свистят и вопят, когда на экране появляется девушка. Не то чтобы это было мое, все эти сражения. Они слишком шумные, на мой вкус. Но я знаю, что в таком фильме без этого не обойтись. Пиа: Может быть, вам стоит в следующий раз сняться в каком-нибудь тихом фильме, как раз во вкусе дядюшки Генри? Вигго: Да, вроде фильмов Карла Т.Дрейера [знаменитый датский режиссер (1889-1968), работавший еще в немом кино - прим. Irin]. Пиа: Вы бы хотели как-нибудь присоединиться к семейному походу в кино? Вигго: Да, было бы здорово. Хотя тогда они бы меня точно задразнили. Пиа: Хотя ваши родственники с удовольствием смотрят ваши фильмы, они определенно – и вы это, конечно, знаете – не относятся к числу ваших оголтелых фанатов. Это поддразнивание – оно помогает вам не слишком отрываться от реальности? Вигго: Да, возможно, в каком-то смысле. А я точно так же поддразниваю Генри. И он тоже умеет это делать, малыш Генри. Так что, возможно, это просто семейное, а датские корни тут не причем. Пиа: Кажется, для вас очень важно “не отрываться от реальности”. У вас есть коттедж в Айдахо, вдали от цивилизации, и вы любите природу. Ваш образ жизни далек от голливудского. Почему? Вигго: Ну, все эти вечеринки, премьеры, они меня не интересуют. Это не способствует росту профессиональных навыков, и это не слишком приятно – посещать все эти приемы, потому что... это бизнес, это рынок, а вовсе не развлечение. Это часть кинобизнеса. Если бы не обязательства в связи с "Властелином колец", я бы этим не занимался. Может быть. Но, опять же, здорово снова увидеться с остальными актерами – не знаю, встречали вы их или нет, они тоже остановились в этом отеле. Мы вместе обедали и вместе отправимся смотреть фильм, так что... Пиа: Но вы прекрасно можете обходиться без этой шумихи, этих интервью? Вигго: Да, но вы, однако, очень милы, мы сидим голышом и пьем пиво, так что... Пиа: О да. Вигго: А это совсем другое дело. И вы довольно симпатичная, э-э [смеется – точнее, ржет - прим. перев. с датского]. Пиа: Те, кто работал над "Властелином колец", называют вас Вигго-без-Эго, а "Нью-Йорк Таймс" цитировал режиссера Питера Джексона, который сказал: “что привлекает в Вигго-Арагорне, это то, что он не типичный герой боевика. Арагорн, в каком-то смысле, столь же вдумчив, как и сам Вигго. И его нежелание принять корону – чувство, сродное нежеланию Вигго становиться кинозвездой”. Что вы скажете об этом? Вигго: Не знаю, что и сказать-то (смеется). Пиа: Но вы действительно не хотели становиться "королем", суперзвездой? Вигго: Ну, не знаю. Нет, я счастлив, что получал работу, и, как я уже говорил, я многому научился и способен хорошо сыграть роль. Я снялся в 30-35 фильмах, я даже не помню точно, сколько их было, а рано или поздно чему-то учишься. Но у меня много друзей-актеров, которые даже не могут заработать на жизнь работой в кино, а многие из них- действительно талантливые люди. Именно это я и имею в виду, когда говорю, что везенье необходимо. Мы, те, кто работал над "Властелином колец", хорошо сделали свою работу, и сама история, книги Толкиена, в данном случае много значили, и поэтому мы добились такого успеха, и… Пиа: Хорошо, вы явно хотите говорить о книге и о команде фильма… Вигго: Да. Пиа: куда больше, чем о себе, но должна вам сказать, что ваша тетя Тулле, как и Питер Джексон, тоже считает, что вы – прекрасный Арагорн, хотя она довольно упрямая дама. А сейчас слушаем, что она говорит о вас. Вигго смеется. Тулле: Когда я смотрела первые два фильма, мне было довольно трудно абстрагироваться от мысли, что на экране – наш малыш Вигго. И частично из-за того, что процентов 70% экранного времени он играл хорошего парня. До этого, в "Идеальном убийстве" и некоторых других фильмах, я видела актера. Снимаясь в "Идеальном убийстве", он попросил разрешения нарисовать все картины для своего героя и в течение месяца жил на том самом чердаке, так что он по-настоящему погрузился в роль. В роли короля очень ясно просматривается его собственное отношение к тому, как нужно вести себя с другими людьми (достойно), его этика, его уверенность, что добро в итоге должно восторжествовать над злом, и эта роль очень сильно перекликается с его политическими взглядами и с его отношением к жизни в целом. Хочу сказать: совершенно, совершенно очевидно, что когда Вигго играл Арагорна, он сражался за то же самое, что и Арагорн. Пиа: Эти слова насчет ваших политических взглядов, мы вернемся к этой теме через минуту, но сначала скажите мне: вы тоже считаете, как и тетя Тулле, что Арагорн – идеальная для вас роль? Вигго: Я хотел бы все время действовать так, как он, думать, как он. У него случались минуты сомнений, он чего-то боялся, но благодаря своему опыту он осознавал, что у нас гораздо больше общего с другими людьми, неважно, насколько странно они выглядят и насколько непостижимо себя ведут, будучи представителями иных культур. У нас больше общего с другими, чем мы думаем. И хотя от нас никто не требует осознать это, мы можем… Мы можем попытаться узнать о других больше, что и делает Арагорн. Он делал это всю свою жизнь. В лучшие моменты своей жизни я соглашаюсь с ним, и особенно я согласен с ним сейчас, в той ситуации, которая сложилась в современном мире. Заставка: Вигго Мортенсен не скрывает номер своего мобильного телефона. У него нет мобильного телефона. Он его специально не покупает. Пиа: А теперь вернемся к вашим политическим взглядам. Знаменитости нередко используют свою популярность, чтобы привлечь внимание публики к тем или иным проблемам. К угнетению тибетского народа, например, или к чему-нибудь еще. Вы склонны к тому, чтобы рекламировать Данию, размахивая датским флагжком или появляясь на публике в футболке сборной Дании (по футболу). Но гораздо большее значение вы придаете раскрутке ООН. На премьеру третьей части "Властелина колец" в Берлине на этой неделе вы пришли в пиджаке с двумя маленькими значками. На одном было написано: "Я горжусь, что я американец, выступающий против войны". Другой представлял собой эмблему ООН, этот последний значок и сейчас у вас на пиджаке. Почему вы считаете, что ООН – то, на что люди должны обратить внимание? Вигго: У ООН сейчас много проблем, и раньше их тоже хватало, еще до того, как Джордж Буш начал вести себя по отношению к ней так отвратительно. США точно так же использовали ООН в 50-х, всего лишь через несколько лет после ее создания, в связи с войной в Корее. Эта война была столь же несправедлива, как и война во Вьетнаме, как война в Ираке в 1991 и война в Афганистане. Пиа: Почему вы считаете, что она несправедлива? Вигго: Потому что я уверен, что она ведется из-за экономических интересов, из-за желания добиться привелегий для немногих. Это не имеет никакого отношения ни к американскому народу, ни к ООН, ни к миру или демократии, как утверждают власти в США и других странах. Об этом говорит Тони Блэр, который должен знать, что это ложь. И я… я сказал, когда был в Берлине… Не знаю, почему, но Питер Джексон дал нам, актерам, микрофон на несколько секунд каждому. И я не знал, что сказать, потому что обычно нас просто представляли. Мы стояли на сцене рядом с режиссером, нас представляли, а потом начинался фильм. Что-то в этом роде будет, должно быть, и сегодня здесь, во Франции. Но он дал нам микрофон, в частности, Дому Монагану (он родился в Берлине, хотя немногие об этом знают), и Дом сказал что-то по-немецки, а потом микрофон дали мне, а я к этом был совершенно не готов, но потом подумал: "Это же Германия", и сказал: "Спасибо, что не атакуете Ирак". И наступила полная тишина. И тут мне пришло в голову, что, может, не стоило этого говорить в данной ситуации. Но потом публика буквально взорвалась: они были рады, что этот факт известен, понимаете? Пиа: Для некоторых ваших коллег-киноактеров, например, для Тима Роббинса и Сюзан Сарандон, наступили довольно серьезные последствия за подобные заявления [война несправедлива], а кантри-группу "Дикси" даже бойкотировали. Какую цену придется заплатить вам? Вигго: Я не знаю, и мне все равно. Тим Роббинс, Шон Пенн и остальные, они все еще получают роли, так что… они делают то, что у них хорошо получается, и они не в тюрьме, их не застрелили, они продолжают [сниматься]. Больше того, они востребованы и ни на что не жалуются. Так что я не думаю, черт возьми, что случится что-нибудь этакое…А если кто-то скажет: "Я не хочу брать тебя в свой фильм, потому что я не согласен с тобой" -что ж, это их решение. Я не из тех людей, кто только и ищет случая поговорить о политике, особенно когда мы в туре по раскрутке фильма. Не думаю, что эти вещи [кино и политику] необходимо связывать, но я устал слышать сравнения "Властелина колец" с ситуацией в Ираке или с бомбежками Ирака или Афганистана. Я чувствую, что молчать, когда журналисты говорят что-то подобное – значит соглашаться с ними. Именно по этой причине я стал говорить об этом и вынужден это повторять и… м-м… объяснять, что я и делаю сейчас. Пиа: С учетом всех обстоятельств, можно сказать, что у вас есть мужество выражать собственное мнение. Вы также приняли фундаментальное решение, касающееся ваших книг. Когда этим летом вышла ваша первая книга стихов на датском языке, вы выразили желание приехать и рекламировать ее в Дании, но только – такое условие вы поставили перед датским издательством – в маленьких независимых книжных магазинах, а не в магазинах какой-либо сети. Один из этих независимых книжных магазинов расположен в Эсбъерге. Эсбъерг, мягко говоря, не является центром мировой культуры, однако там есть книжный магазин "Varming Boghandel", и сейчас мы услышим, какой переполох вызвал там ваш визит. Представитель книжного магазина: Издательство потребовало, чтобы мы организовали все так, чтобы сдерживать толпу. Они хотели, чтобы мы выделили двух-трех человек, которые будут стоять и следить, чтобы в очереди возле магазина (там собралось человек 100) был порядок. Для нас тут, в Эсбъерге, это не совсем обычно. Однако мы сделали, как они просили, и получилось у нас отлично. Никто не упал в обморок и все такое. К сожалению. Все прошло спокойно. Обычно, когда выходит сборник стихов, в среднем продается не больше книги в день, верно? А тут с прилавка смели 200 сразу экземпляров. Это определенно превышает норму. Взять кого-нибудь вроде Хенрика Нордбрандта – мы продаем штук 10 его книг в год, а он самый популярный поэт в Дании. А тут сразу 200! Заставка: Когда Вигго Мортенсен дает автограф – а он дает их очень много – он рисует букву V (В) в форме сердца перед "игго". Пиа: Вас можно обвинить в том, что вы пользуетесь вашей популярностью в личных целях. В Нью-Йорке есть галерея Роберта Манна, и они представляют работы некоторых наиболее известных фотографов, и в том числе и ваши. Я спросила Роберта Манна, повлияла ли ваша связь с кинематографом на его решение сделать вашу выставку. Роберт Манн: Я должен признаться в некотором невежестве – я не знал, что он кинозвезда. Когда мы впервые встретились и когда я впервые увидел его работы, я не знал, кто такой Вигго Мортенсен, и относился к нему лишь как к художнику, чьи работы было бы интересно выставить в галерее. Когда однажды я выяснил, что у него есть и другая жизнь, для меня это оказалось сюрпризом. Я считаю, что Вигго абсолютно не похож на других знаменитостей. И я не думаю, что он комфортно себя чувствует в условиях популярности. Он – настоящий человек Возрождения, человек, способный самовыражаться различными способами, в разных областях искусства: в фотографии, в живописи, в поэзии. И, конечно, в кино. Он очень одарен и очень удачлив. Пиа: Роберт Манн назвал ваши работы свежими и необычными. Что бы вы выбрали, если бы пришлось выбирать между фотографией, живописью, поэзией и музыкой с одной стороны и актерством с другой стороны? Вигго: Ну, м-м… Все это – ветви одного дерева, полагаю. Я не разделяю их. Желание снимать, или рисовать, или писать, или лицедействовать – это мой способ существования, мой способ замечать, что происходит вокруг, быть готовым к тому, что может произойти, замечать, слушать… И я – по большей части – счастлив, что живу, и это мой способ жить и задавать вопросы. Не всегда возможно получить ответ, но это лучший способ – по крайней мере для меня – жить, существовать, задавать вопросы другим, миру себе. Заставка: Вигго Мортенсен любит серфинг. И да – мы сказали, что ему 45. Пиа: Вигго, Роберт Ман сказал мне, что ваши картины хорошо продаются, и в основном их покупают коллекционеры. Так что вы вполне можете утверждать, что у вас есть поклонники не только потому, что вы актер. Но также не секрет, что ваши актерские способности и не в последнюю очередь ваша внешность принесли вам любовь и признание миллионов людей. Большинство из них – женщины. Должна сказать, что мы здесь, на радио, были буквально атакованы письмами от женщин, которые хотели встретиться с вами в связи с этой программой. А наши милые библиотекарши не слишком радовались, получая для библиотеки экземпляр "Newsweek" с вами на обложке, потому что им приходилось вырезать материал из номера и пришпиливать его на стену. Вигго: О! Пиа: Но ваши поклонники, они немного необычны. Вот слова Тамми Карм, которая этим летом вместе с подругами приехала из Штатов в Оденсе, чтобы увидеть вашу выставку фотографий в "Brandts Klжdefabrik". Тамми Карм: Привет тебе, Вигго, от четырех американок, с которыми ты встречался в Дании, Тамми, Клариссы, Дебби и Патти. Мы рады случаю передать тебе привет, и мы надеемся, что тебе нравится в Париже. Мы просто хотели, чтобы ты знал: благодаря интересу к твоему искусству и к тебе как к актеру мы, жительницы разных штатов, познакомились и стали близкими друзьями, и мы в огромном долгу у тебя за нашу дружбу и за то, что ты познакомил нас с такой прекрасной страной, как Дания. Jeg forstеr lidt dansk [Я немного понимаю по-датски]. У нас есть обучающие кассеты, и мы учим язык и практикуемся, когда собираемся вместе, или по телефону. Пиа: Да, ради вас Тамми выучила датский. Как вы относитесь к такому явлению, как поклонники? Вигго: Очень забавно слышать такое. Когда я читал стихи в Оденсе в июле, я прочел и несколько стихотворений, написанных новозеландскими поэтами, и это приятно – делиться с людьми тем, что довелось услышать и увидеть в разных уголках мира. М-м... я всегда так делаю, когда читаю. И я думаю... иногда я получаю письма или встречаю лично людей, которые говорят, что никогда не интересовались фотографией или живописью, или поэзией, а теперь начали увлекаться этим, и даже планируют посетить другие выставки, не только мои, а иногда они рассказывают: “Когда-то, в молодости, я писал, а потом бросил это занятие, потому что мне казалось, что я не слишком талантлив. Но почитав ваши стихи и рассказы, я начал писать снова”. Может быть, они рассуждают так – раз печатают такие бездарные вирши, как у него, то я тоже могу чего-нибудь сочинять, легко. Но если серьезно, я уверен – здорово, если это дает что-то людям. Заставка: Рождество нужно отмечать 24 декабря. Вечером. По крайней мере, Вигго считает именно так. Как и все мы, датчане. Пиа: Итак, Вигго, что произойдет в твоей жизни в ближайшем будущем? Вигго: Мы отправимся в Тиволи и встретимся с королевой. С Питером Джексоном, и это отлично, потому что во время премьеры первого фильма там был Кристофер Ли, а теперь я жду не дождусь, когда познакомлю других актеров и с королевой, и с Данией, потому что большинство их них там никогда не были. Бернард Хилл, Король Теоден, был там однажды, летом, но все равно это будет чудесно. Пиа: Я знаю, что вы стараетесь смотреть большинство датских фильмов и даже шли разговоры о вашем участии в каких-то датских фильмах, и еще мне известно, что много лет назад вы предлагали кинокомпании "Zentropa" свой сценарий. И сейчас мы услышим, как Петер Eлбек рассказывает, каково это – добывать деньги на такой проект. Петер Eлбек: Вигго Мортенсен приехал на Ryesgade, 106, где тогда располагался наш офис, поднялся по витой лестнице... Тогда он был сравнительно неизвестным актером. Мы видели его в "Бегущем индейце", фильме Шона Пенна, и он сыграл там потрясающе. Он познакомил меня со своим проектом под названием "Absence" ("Отсутствие"). Действие фильма происходит в доисторические времена, когда люди еще не умели говорить, а только ворчали и тыкали пальцами в разных направлениях. Пару лет я пытался кое-кого заинтересовать этой идеей, дома и во Франции, и в конце концов сдался. Это оказался слишком авангардный проект и для Датского, и для Французского институтов кинематографии. Пиа: Снять датский фильм вам так и не удалось, но, может быть, вы сниметесь в датском фильме? Вигго: Ну, м-м-м.. Пиа: Проще говоря, вам нужно предложить гонорар голливудских масштабов, чтобы вы согласились сняться в датском фильме, или достаточно интересного сценария? Вигго: М-м-м... Это было бы забавно. Пару раз мне предлагали, но не складывалось – либо я был занят в других фильмах, либо предложение было мне вообще неинтересно: история меня совсем не трогала или я чувствовал, что не подхожу для роли. Но я надеюсь, что когда-нибудь снимусь в Дании, на датском. Пиа: Вигго, наша передача подходит к концу и пришло время для вопроса по эстафете – это вопрос, который задали гости предыдущей передачи, рок-группа "Кашмир". Это – традиция нашей передачи, и, по правилам, они не знали, кому придется отвечать на их вопрос. Буду откровенна: на мой взгляд, найти ответ на этот вопрос нелегко. С другой стороны, у вас должен быть большой опыт после всех этих пресс-конференций. Слушаем Мадса Тунесена, басиста группы "Кашмир", и его вопрос... Мадс Тунесен: О'кей, вот наш вопрос: hvorfor er min jakke henne? Пиа: Я попытаюсь перевести это на английский – почему в моей куртке (why is my jacket at)? Не уверена, что в этом есть смысл. И каков ваш ответ? Вигго: Не только я ее взял. Пиа: (усмехается) А теперь ваша очередь задавать вопрос гостю нашей следующей передачи. Что вы хотите спросить? Вигго: Это будет датчанин? В смысле, отвечать? Пиа: Да. Вигго: Хм-м-м... вы будете голосовать за нынешнее правительство Дании на следующих выборах? Пиа: И отвечать на этот вопрос будет бывший гонщик "Формулы 1" Николас Кьеса, который будет гостем радио Kronsj на следующей неделе. Вигго, мне не нужно спрашивать, что вы собираетесь делать в эти выходные. Вы уже сказали: летать, летать, летать. Премьеры, премьеры, премьеры. С другой стороны, вы, быть может, будете сидеть рядом с принцессой Александрой в кинотеатре в Копенгагене. Желаю славно повеселиться! И скажи "Привет!" Вигго говорит спасибо за приглашение на передачу. Интервью заканчивается песней "Den gang jeg drog afsted" с альбома "Pandemoniumfromamerica".
|
Реклама: |