ФИЛЬМОГРАФИЯ
 

 

Главная страница
Новости
Архив новостей
Биография
Фильмография
Интервью
Творчество Вигго
Фотоальбом


Ссылки
Пишите письма

 

 

Мастер-шеф Аргейл под микроскопом

Рецензия на фильм "Солдат Джейн" (1997)

Оговорюсь сразу: по свежим следам фильм воспринимается гораздо интереснее, да и, наверное, подросла я за четыре года, прошедшие с последнего просмотра. И вообще, в фильме можно увидеть много интересно, если смотреть его вот так заинтересовано - свежая и оригинальная мысль, однако...

Итак, Вигго убедил меня в том, что его герой - не садист и не психопат, это область не психиатрии, а психологии. А вот кто он такой есть - это отдельная история. Представьте себе довольно нервного и чувствительного человека, который при этом выбрал для себя занятие, связанное с необходимостью причинять боль и готовить других людей, чтобы они эту боль терпели и/или причиняли. Он профессиональный военный, его психологически поддерживают все соображения о служении на благо Родины, о Том, Что Все Должно Быть По Правилам, традиции, ритуалы, в общем, на его стороне вся воинская культура. Но человеком-то он при этом все равно остается, со всеми слабостями, комплексами и прочими болячками. Например, он боится позволить себе что-то чувствовать, боится выражать свои эмоции - вспомните эти его намеки на улыбку. (Кстати, не удивлюсь, если окажется, что и эта черта предложена Вигго, нечто подобное мелькало в его интервью, и его Арагорн тоже улыбается в основном глазами - но у Арагорна это не отдает таким сильным внутренним надломом.)

У него, несомненно, есть своя правда, но он до конца в ней не уверен и пытается лично для себя как-то осмыслить, оправдать, как-то даже опоэтизировать суровую необходимость. Ритуальное вычеркивание фамилий выбывших курсантов, нечто похожее есть в "Семи самураях", чтение стихов о жалости, когда курсанты учатся таскать тяжелую лодку - из этой же серии. И вот тут кроется опасность: когда ты оправдываешь для себя чужие страдания, когда ты заставляешь себя находить в них некую красоту (как съязвила Элеонора Раткевич, "способность оценить красоту лепестков вишни, опадающих на вспоротые кишки противника"), ты сам не увидишь, когда подчинение необходимости перейдет в некий садизм и извращенное удовольствие от чужой боли.

Можно спорить, в какие моменты жестокость Аргейла к курсантам обусловлена необходимостью, а в какие - поднимается из темных глубин души. Тут еще портит картину сценарий, где моменты обучения подобраны несколько тенденциозно, и сначала делается упор именно на "давление и ломку", а потом уже на саму учебу. Так вот, если не анализировать тактику обучения (а я по прежнему считаю, что тактика не самая удачная), к числу проявлений внутреннего садизма Аргейла я бы четко отнесла сцену в душе и сцену избиения Джордан во время тренировок на выживание. Парадокс в том, что именно в эти моменты Аргейл к ней особенно... скажем так, неравнодушен. Не то чтобы влюблен, это некое сложное чувство, включающее и удовольствие от власти над женщиной, (а может быть, и желание обладать), и симпатию, и невольное уважение, но и гнев на нее, ломающую его мир и его представления о жизни, и желание ее уберечь, и желание ее сломать, подчинить и унизить... собственно, он сам не понимает, что ему от нее нужно. Вот такой вот жуткий внутренний конфликт, который выливается на головы окружающих, и в первую очередь на саму Джордан. Она это в итоге переламывает, и только после этой драки (бедный, бедный мастер-шеф!) он наконец-то признает ее своей, членом своей команды и разрешает себе по-человечески к ней относиться (насколько в принципе может это себе позволить).

Тут масса трогательных моментов, и когда он на нее смотрит в баре, и уже в Ливии (ах, как Вигго умеет играть такие вещи, пронзительно и не переигрывая при этом!), но, в общем, трудно однозначно сказать, понял ли он что-то про себя и своих учеников или только изменил отношение к одной-единственной О'Нил. Еще мимоходом замечу: интересно, как Вигго с его антивоенными взглядами относится к ситуации, когда янки вламываются на чужую территорию, спокойненько чикают пограничный патруль, обходящий границы своей страны, забирают бебехи со спутника и гордо удаляются с чувством выполненного долга?

Что касается нервности и самоконтроля Аргейла - эти качества друг другу не только не противоречат, но часто бывают прямо-таки генетически между собой связаны. У него масса комплексов, о которых свидетельствует, например, фраза, которую он говорит в самолете – "Позор, меня спасла женщина…" По поводу садизма при избиении - все-таки детали, акценты, интонации говорят о том, что Аргейла там мощно понесло (за счет его внутреннего конфликта, разумеется). А насчет того, что это нужно для психологической подготовки, я все-таки не соглашусь. С человеком в плену можно много чего сделать, это весьма хрупкое и уязвимое создание. В НАСТОЯЩЕМ плену Джордан, как, впрочем, и любого из солдат, и тяжело раненого, и т.п. - могли начать насиловать на глазах у прочих, могли резать на куски или выкалывать глаза (простите за излишний натурализм). Морально подготовить к такой возможности НЕЛЬЗЯ ни жертву, ни свидетелей. Равно и сказать нельзя, что прошедший испытания на выживание выдержит в реальной ситуации, потому что возможности палачей в реальной ситуации, повторюсь, гораздо обширнее. Нет, я согласна с тем, что человек, никогда не получавший по физиономии, уязвим просто потому, что очень боится быть побитым, и что дать некоторое представление о "суровой правде жизни" солдатам необходимо. Как и насколько - другой вопрос. Например, сцена, где он льет ей в рот воду, а она при этом захлебывается, у меня почему-то протеста не вызвала...

Еще пара слов по поводу сцены в душе - истинное равнодушие и его демонстрация далеко не одно и то же. Взгляд... ну, я бы не назвала его ледяным, но не масляный, это уж точно. Хотя ощущение некоего упоения своей властью, или игрой в "хотела равенства с мужчинами? кушай, солнышко, на здоровье" там присутствует в полном объеме. (Камера, которая скользит хозяйским взглядом по, гм... туловищу... Джордан, стоящей под душем.)А в сцене избиения он к себе, безусловно, тоже безжалостен, но безжалостность к себе в этом случае по-моему только усиливает безжалостность к окружающим... Можно сказать, что он сам себя накручивает, чтобы хорошенько озвереть, и это ему с блеском удается.

Надо сказать, после четвертого просмотра эффект фильма не уменьшается, разве что меньше следишь за сюжетом и видишь больше деталей. Например, в этот раз я лучше смогла оценить дуэт Джордан и сенаторши. Ведь фактически вредная тетка сама ее спровоцировала в сцене их решающего объяснения. С такой ненавистью и презрением она сказала вот это свое "Все равно бы ничего не вышло", что тут и более спокойный оппонент мог бы взорваться. Потому как согласиться в такой ситуации и особенно после этих слов – все равно что позволить вытереть об себя ноги. Но, похоже, что для сенаторши вопрос ее собственной крутизны (переломить своей волей сильного и тоже волевого противника) явно важнее каких-то там политических интересов.

Вообще, неконструктивность всех героев меня в очередной раз сильно удивила. Ведь на ровном месте готовы друг в друга вцепиться, в ситуации явно не противоречащих друг другу интересов!.. И Джордан мне тоже пару раз хотелось врезать… Не в той ситуации, конечно, тут я была полностью на ее стороне, да и вообще к проблемам типа "женщина и общество" у меня достаточно сложное отношение. Но пару раз она просто заваривала кашу на ровном месте и на мой взгляд вела себя абсолютно по-дурацки (другое дело, что в той обстановке она ориентировалась куда как лучше меня, и, возможно, ее методика как раз срабатывала лучше моей). Нет, я понимаю, что не дать себя в обиду иногда очень важно для дальнейших отношений, но, во-первых, они все нападают сами, а, во-вторых, вместо того, чтобы погасить пустяковый конфликт, его раздувают до размеров мировой войны.

И все-таки Вигго тяжело играть эту роль. То есть, все это правильно, если он играет, по моей версии, нервного и чувствительного человека, которого клинит от внутренних противоречий и который именно из-за этой тихой истерики вдвойне опасен для окружающих. Но как-то… маловероятно, чтобы такой тип действительно прижился в армии и действительно связал с ней жизнь, и чтобы у него за несколько лет окончательно не поехала крыша. Может быть, фокус именно в Джордан? То есть, весь этот надлом получается именно из-за нее - ну там, не знаю, может у него в биографии какие проблемы с женщинами, или же его неравнодушие к О'Нил есть, действительно, форма влюбленности? В конце концов, нечто вроде влюбленности в идейного противника или вовсе во врага – штука психологически оправданная. Не зря он в баре чувствует ее взгляд сквозь толпу и мгновенно поднимает глаза. Вообще, там в нескольких эпизодах довольно красиво показано внутреннее напряжение между ними и острый эмоциональный контакт.

Но вот орать у Вигго получается плохо. Нет, очень впечатляюще звучит этот его металлический тембр, ну… не знаю, у меня такое ощущение, что это все равно очень несвойственные для него интонации и формы поведения. Вот этот незабудково-светлый взгляд, полный тихой ярости, негромко мурлыкающие нотки, плавные движения хищника выходят лучше и правдоподобнее. А когда он орет или хватает кого-нибудь за шкирку… PS. А уж идею равенства и уравниловки женщин в правах обе стороны постарались превратить в ТАКОЙ цирк…

Ксанн

 

 

 


Реклама: Микоплазмоз и беременность.
Сайт управляется системой uCoz