СТАТЬИ |
||||
Главная
страница |
"Идальго", или заезд по-голливудски "Фильм", №3 (март) 2004 В конце 90-х мы наблюдали дуэли фильмов об астероидах, вулканах и полетах на Марс новый век принес новые веяния: в эпоху борьбы с терроризмом людям нужно предложить более конкретные идеалы, и Голливуд вдохновляется не светлым будущим, а славным прошлым. И поэтому пришла пора соревноваться "лошадиным проектам". "Фаворит" уже снискал свою долю хвалебных отзывов и собрал обильный урожай кассовых сборов. "Черный жеребец" скромно демонстрируется на экранах Imax. Очередь - за "Идальго". Два года назад, когда проект запускался в производство, его преподносили как "подлинную историю о взлете американского духа". Начиная работу, кинокомпания Disney объявила, что фильм основан на фактах из жизни Фрэнка Хопкинса, одного из самых знаменитых наездников на Диком Западе. Если верить Хопкинсу, он родился в 1865 году и был сыном белого солдата и дочери вождя индейского племени сну. С 12 лет начал работать правительственным курьером и доставлять срочные донесения в самые дикие и опасные районы США. Впоследствии он был охотником на диких быков-буффало; несколько раз сражался на стороне индейцев; после их разгрома принимал участие в заездах на длинные дистанции (от 100 до 3000 миль); потом стал охотником за головами, проводником различных экспедиций, финансируемых правительством, секретным агентом США и, наконец, звездой знаменитого шоу "Дикий Запад". В свободное от работы время он учил легендарного Билли Кида обращаться с оружием, ездил на охоту с Теодором Рузвельтом и вдохновлял писателя Зэйна Грея, создававшего знаменитые романы о Диком Западе. Одним словом, Буффало Билл и Индиана Джонс в одном флаконе. Никаких документальных свидетельств о подвигах Хопкинса, скончавшегося в 1951 году, в анналах американской истории не сохранилось. Остались только его интервью различным репортерам и письма авторам книг о Диком Западе. Одна из самых интересных историй Хопкинса о том, как он выиграл заезд на 3000 миль по пустыне в Саудовской Аравии. Согласно рассказам Хопкинса, выходило, что он был первым и последним американцем, допущенным к забегу, который проводился в течение 1000 лет среди арабских наездников на арабских скакунах. В 1890 году Хопкинс прибыл в Аравию со своим пятнистым мустангом Идальго, которого он вырастил на ранчо в Вайоминге, и его конь прекрасно показал себя в пустыне, придя к финишу на полтора дня раньше остальных! Пригласивший Хопкинса шейх был в таком восторге. что уговорил его оставить ему Идальго для нужд племенного коневодства. История Хопкинса обрела легитимность и респектабельность, когда в 40-50-е годы за нее ухватились сторонники теории, утверждавшей, что мустанги - это потомки арабских скакунов, ввезенных в Америку испанскими конквистадорами. В конце 80-х историей Хопкинса заинтересовался сценарист Джон Фаско, автор сценариев фильмов "Молодые стрелки-1, 2", "Бэйб" и "Сердце грома". Он начал собирать досье на Хопкинса - вырезки из журналов, статьи, книги, в которых упоминались его приключения. По признанию Фаско, он работал над сценарием "Идальго" более 12 лет и собрал о нем абсолютно все, что было опубликовано в США и за рубежом. А опубликовано к этому времени было немало. Оставалось только увековечить подвиги Хопкинса на пленке- Тем более что и его происхождение, и помощь. которую он оказывал индейцам, делали Хопкинса соблазнительно политкорректным героем, достойным воспевания. Некоторое время Фаско и его сценарий обитали на кинокомпании Universal, но, когда там начали разрабатывать сходный по духу проект "Фаворита", сценарий Фаско быстро перекупила студия Disney. О проекте было объявлено как о "90-миллионном эпосе, в котором темная лошадка становится легендарной". Почти теми же словами охарактеризовали "фаворита" конкуренты с Universal. Колеса закрутились быстро. Режиссером был приглашен Джо Джонстон, известный по хитам "Парк юрского периода-3", "Джуманджи" и "Дорогая, я уменьшил детей". На главную роль согласился Вигго Мортенсен. На роль старого шейха взяли легендарного Омара Шарифа, который после скандального провала "13-го Воина" в течение почти пяти лет не появлялся в Голливуде. 6 августа 2002 года начались съемки. Бюджета в 90 миллионов долларов едва хватило на дорогостоящие экспедиции в Марокко, Нью-Мексико, Монтану и Южную Дакоту. Снимали с размахом, но громких рапортов о проделанной работе не публиковали, потому что к этому времени на горизонте начали собираться тучи. Вскоре после начала съемок Американская гильдия участников конных пробегов сообщила на своем сайте в Интернете, что история Фрэнка Хопкинса - выдумка от начала и до конца. На этот выпад не обратили внимания. Гильдия продолжила нападки на проект, огласив информацию, полученную от специалистов по арабской культуре и истории: никаких ежегодных конных заездов в Саудовской Аравии, мол, никогда не проводилось - тем более на протяжении 1000 лет! "Это просто невозможно по организационным причинам, - объясняли историки - При подобном забеге лошадям и всадникам потребовалось бы провести в пустыне больше двух месяцев. Подумайте о том, сколько воды и пищи им пришлось бы взять с собой". Упоминались также различные геополитические, культурные, технические причины, по которым проведение такого забега не представляется возможным. Наконец, в исторических источниках нет никаких упоминаний о подобных соревнованиях! Сначала студия отделывалась дежурными пресс-релизами,
суть которых сводилась к тому, что арабам,
мол, обидно признать,
что американец
надрал им задницу,
поэтому они и засекретили это великое
историческое событие. Потом. "Более 15 независимых источников подтвердили правдивость истории Хопкинса, - заявил Фаско. - Да, сам я вольно обошелся с некоторыми историческими фактами, но в основу положена подлинная история". После этого член Гильдии участников конных пробегов Баша О'Рейли не поленилась и провела тщательное исследование всех источников, на которые ссылался Фаско. Ее труд, который появился на сайте Гильдии весной 2003 года, прослеживал все пути, по которым собиралась информация, содержал огромное количество ссылок и убеждал, что все доказательства аутентичности истории Хопкинса - слова самого Хопкинса. Disney в очередной раз никак не отреагировала на публикацию Гильдии. Дата премьеры приближалась (первоначально "Идальго" хотели выпускать в августе 2003 года), И тогда Гильдия пошла в бой: она объявила в различных изданиях, что Disney занимается фальсификацией истории и надувательством зрителей! Трудно сказать, почему членам Гильдии так захотелось уколоть Disney - то ли они рассчитывали, что их пригласят консультантами на фильм, то ли просто из вредности. Но их заявление было очень резким: "Кинокампания Disney широко рекламирует свой новый фильм "Идальго" как правдивую историю Фрэнка Хопкинса. величайшего наездника всех времен. Гильдия участников конных пробегов сообщает вам, что фильм основан на лжи и измышлениях". И далее объяснялось, почему. Начальство Disney дрогнуло. Скандал не сулил ничего хорошего - тем более что они полгода доказывали почтеннейшей публике, что говорят правду, только правду и ничего кроме правды. Во избежание негативных последствий премьеру фильма было решено перенести - сначала на осень, потом на весну 2004 года. Самое забавное, что в рекламном ролике картины еще долгое время оставался титр: "Подлинная история Фрэнка Хопкинса". Впрочем, обычная кинопублика реагировала на обличения Гильдии вяло. На форумах киносайтов киноманы лениво спорили, какая таблетка лучше – красная или синяя. Кто-то говорил, что "по мотивам" - вполне подходящая формулировка, кто-то возражал, что "по мотивам" - это то, как CNN освещает события в Персидском заливе, а в случае с "Идальго" имеет место стопроцентный вымысел. Но в целом далекая от конно-спортивных состязаний публика не понимала, из-за чего весь сыр-бор, и киноманские споры о кандидате на роль Супермена проходили гораздо более оживленно. Выждав некоторое время и убедившись, что скандал рассосался сам собой, Disney в лице директора международного отдела рекламы Нины Хейн позволил себе следующее высказывание: "Мы не исследователи истории, мы производители игрушек. Если игрушки не похожи на реальную жизнь, вряд ли стоит переживать по этому поводу". Наверное, "Диснейфикация истории", о которой. торой уже много лет твердят блюстители исторической достоверности, не так уж страшна. Нации нужна не только история, но и мифы. В отсутствие Геракла, Ильи Муромца, Ричарда Львиное Сердце, Жанны д'Арк и Гамлета, принца Датского американцы довольствуются героями Дикого Запада. Реальны они или вымышлены -какая разница? Это развлечение, а не историческая монография. А в эпоху войн в Персидском заливе не мог не появиться фильм о том, как благородный американец пришел, увидел, победил... и вернулся домой. Для кого-то главное - что американец победил. Для кого-то - что он ушел. А кто-то обратит внимание на то, что он оставил местным племенам своего скакуна на развод. Этакая лукавая метафора демократии, замаскированной под американского жеребца.
|
Реклама: офиса москва дачный переезд |