ИНТЕРВЬЮ
 

 

Главная страница
Новости
Архив новостей
Биография
Фильмография
Интервью
Фотоальбом


Ссылки
Пишите письма

 

 

Статья переведена мной в сокращении, поскольку первая страница этого материала целиком посвящена рассуждением о современных тенденциях жанра “экшн” и о молодых голливудских “звездах” - образчиках мужественности. Вигго там практически не упоминается, за исключением следующей фразы: “Кто же, в 2002 году, достоин называться “звездой боевика”? Единственный достойный ответ – Вигго Мортенсен: поэт, художник, музыкант, фотограф и действительно яркий актер”. И только на второй странице начинается непосредственно интервью с Вигго.

Вигго Мортенсен: новый король

Чарльз Гэнт, Arena Homme Plus, осень 2002/зима 2003
Оригинал - здесь

Голливуд часто бывает грубым и тупым, но нам следует быть к нему снисходительнее: ведь иногда справедливость торжествует - в конце концов. В случае с Вигго Мортенсеном это как никогда верно: он отдал Голливуду 20 лет, прежде чем ожидание для него закончилось. Все, что для этого понадобилось, это сыграть Арагорна, доблестного воина и законного претендента на трон Гондора, в эпической кинотрилогии Питера Джексона “Властелин колец”. Сверкающие глаза и блестящий меч – Мортенсен оказался воином, заставляющим трепетать сердца и души (а во многих случаях и чресла) зрителей блокбастера. Уже первое его появление на экране – он молча сидит в темном углу “Гарцующего пони”, его глаза скрыты капюшоном плаща – свидетельствовало о появлении Нового Голливудского Героя: энергичного мужчины, полного тайны, деятельного и романтичного. Высокий, стройный, привлекательный, спортивно сложенный, обаятельный – вот качества, которыми всегда обладал Мортенсен, но никогда прежде он не демонстрировал их с такой очевидностью. Студии едва ли обращали на него внимание, ведь он не подходил под описание “актер, обеспечивающий фильму успех” – в своем роде магическую формулу, Святой Грааль киноиндустрии. Вигго поистине появился – словно из ниоткуда.

Люди, знающие, как работает машина Голливуда, не слишком удивились, узнав, каким будет следующий фильм Мортенсена. Студия Уолта Диснея сразу ухватилась за новоиспеченную “звезду” и заполучила-таки Вигго на главную роль в пятидесятимиллионном историко-приключенческом фильме “Идальго” - истории о скачках на длинные дистанции в окружении экзотических ландшафтов. Список кинозвезд, обладающих достаточным магнетизмом для исполнения подобной роли, очень короток: Бред Питт, Рассел Кроу, Хью Джекмен, и создатели подобных фильмах то и дело соревнуются, пытаясь привлечь в картину кого-то из них. После Арагорна Вигго тоже попал в этот список. Теперь он – самый потрясающий, самый сексуальный, самая симпатичный... В общем, весь мир у его ног - как и размахивающие чеками студии.

Но ничего такого и в голову не придет, когда беседуешь с ним, имейте в виду. Избавившись от пристального внимание фотокамеры, он сразу превращается из отупевшего от работы актера в интересного, хотя и несколько застенчивого собеседника. Он снисходительно принимает комплименты, для начала попытавшись их опровергнуть. “На самом деле я давно уже здесь, - говорит он. - Я много раз за эти годы, слышал, что “появился” или, наоборот, “исчез”, так что я не очень доверяю подобным высказываниям”. Однако он признает, что теперь несколько другая ситуация, и добавляет: “Но если завтра все это улетучится, я расстраиваться не буду. Я много чем интересуюсь. И я делаю все это – рисую, фотографирую, снимаюсь в кино – потому что у меня это получается”. Невольно приходит голову, что слишком серьезное сосредоточение на карьере может стать для него своеобразным поражением. “Думаю, что когда люди, достигая определенного положения, начинают на этом зацикливаться или черезчур этим дорожить, это в своем роде тупик, - говорит он. - Многим людям это принесло несчастье”.

20 октября Вигго Мортенсену исполнится 44. Он снялся в 38 фильмах. Вы могли видеть его в триллерах “Путь Карлито” и “Багровый прилив”, в фильме “Портрет Леди”- авторской версии одноименного романа от Джейн Кэмпион, в режиссерском дебюте Кевина Спейси “Альбино Аллигатор”, римейке “Психо” Гас Ван Сента, “реабилитационной” комедии “28 дней” с Сандрой Баллок и, конечно, во “Властелине колец”. Его самая выдающаяся, самая пронзительная роль – в “Бегущем индейце”, фильме 1991 года режиссера Шона Пенна, где он играет ветерана вьетнамской войны, который разрушает собственную жизнь, несмотря на хорошие намерения и целительную любовь Патриции Аркветт. Он впечатляет и в роли мастер-шефа, который издевается над “морским котиком” Деми Мур в “Солдате Джейн”. А его участие в “Идеальном убийстве” и “Прогулке по луне” (двух фильмах о сексе и богеме) было просто находкой: его персонажи - художник и путешествующий продавец блузок соответственно – становятся причиной утраты замужними женщинами (Гвинет Пэлтроу и Дайаной Лэйн) разума и добродетели.

Такой набор ролей кажется случайным, но на самом деле все это время его карьера последовательно развивалась вплоть до последнего, как бы нечаянного, прорыва. Первоначально Питер Джексон пригласил на роль Арагорна молодого ирландского актера Стюарта Таунсенда, и прошло две недели съемок, прежде чем режиссер и актер поняли – работа не клеится. Возникла необходимость найти замену, причем быстро. Вигго позвонили и поинтересовались: не хочет ли он уже завтра вылететь в Новую Зеландию на более чем годичные съемки? Предложение застало врасплох, оно шло вразрез со всеми актерскими инстинктами, с представлением о подготовке как основе хорошего исполнения. Он не читал книгу. Кроме того, согласие означало разлуку с сыном Генри, о котором Вигго заботится вместе с бывшей женой Иксен Червенкой (бывшей панк-звездой из группы “Х”). Однако Генри сказал, что это слишком круто, чтобы отказаться, и Вигго отправился в путь.

Сегодня актер опровергает некоторые из множества историй о его погружении в роль, называя их “преувеличениями” со стороны его партнеров по фильму, но для Джексона, по его словам, Вигго навсегда останется “волшебником”. Говорит продюсер Марк Ордески: “Смотришь на него перед камерой, и думаешь: “Кто еще мог быть Арагорном? Кто мог быть таким вдумчивым человеком действия, мрачным и резким, но с душой?” И, не будем забывать, романтичным. Маленькая, но прекрасно поданная любовная история, когда эльфийка Арвен (Лив Тайлер) жертвует своим бессмертием ради того, чтобы остаться со своим возлюбленным смертным Арагорном, придает фильму дополнительный оттенок. Джексон продемонстрировал безошибочный инстинкт, с простотой и сдержанностью изображая глубоко эмоциональные моменты и позволяя камере то и дело фокусироваться на сине-зеленых глазах Вигго.

Может показаться странным, что мы рассказываем о человеке, которому давно уже на двадцать, как об новом открытии. Но дело в том, что популярность в Голливуде по-разному приходит к мужчинам и женщинам. Расселу Кроу было 36, когда он размахивал мечом в “Гладиаторе”. Хью Джекмен выглядел вполне зрелым в свои 31, когда снимался в “X-men”. Эрику Бана, который после малозаметного фильма “Chopping” сразу оказался на съемках ожидаемого блокбастера “The Hulk”, 34. Возможно, это не совпадение, что трое из перечисленных звезд отточили свое мастерство в своей родной Австралии, далеко от центра всеобщего внимания, прежде чем удачная роль принесла им международный успех. Как и в случае с Мортенсеном, мы никогда не знали этих актеров мальчишками, так что у нас нет проблем, чтобы поверить в них как в мужчин.

Мортенсен не из тех, кто хвастается возросшей популярностью, однако и он вынужден признать очевидное: после “Властелина колец” его жизнь изменилась. Журнал People назвал его недавно одним из 50-ти самых красивых людей. Такая оценка была приятна его маме, но для него самого это “еще одна странная вещь, которая со мной случилась”. Он кисло замечает: “Надеюсь, они не собираются продавать журналы со списком самых прелестных манчестерских водопроводчиков, хотя с них станется до этого додуматься, я уверен”. Он рассказывает о недавних поэтических чтениях и раздаче автографов в независимом книжном магазине в Санта-Монике. Чтобы попать туда, люди из самых разных стран (Японии, Германии, Канады и Новой Зеландии) стояли в очереди, растянувшейся на квартал, под палящим солнцем . “Год назад подобного никогда бы не произошло, - говорит он без всякого тщеславия, а напротив, с некоторым смущением. - Я начал подписывать книги в 8.30 вечера, и занимался этим до 1.30”.

Он все еще получает “невероятное количество – в конце концов, это просто непостижимо для меня” писем фанатов. “Я делал все, чтобы отвечать на них, но больше я этого делать не могу, - отказывается он. - “Это отнимает слишком много времени, от сна или от других занятий”. Чуть раньше он назвал свою жизнь “восхитительно хаотичной”, добавив: “Я определенно нуждаюсь в том, чтобы больше спать. Но, как говорится, выспимся, когда сдохнем”. Так и представляется Вигго, который всю всю ночь напролет трудится, стараясь услужить своим фанатам. С сожалением он говорит, что в будущем он сможет уделять время лишь людям, которые случайно столкнутся с ним на улице или придут на представление или презентацию книги.

Со свойственной ему привычкой преуменьшать свои заслуги Мортенсен отмечает, что кроме работы в кино он “занимается и другими вещами”. Разумеется. Рисованием, фотографией, джазовой музыкой, поэзией. Причем не по-дилетантски, как некоторые кинозвезды, а всерьез и весьма плодотворно. Уже опубликованы четыре его художественных и фотоколлекции - “Signlanguage”, “Coincidences Of Memory”, “Recent Forgeries” и “Hole in the Sun”. Издано несколько компакт-дисков с музыкой и поэзией, включая Don't Tell Me What To Do и One Less Thing To Worry About. А теперь у него появилась еще и собственная издательская фирма, Perseval Press, издательство, которое будет заниматься выпуском его собственные книг и поддержкой малоизвестных художников, и не только из Штатов, но и, например, из Кубы.

Мортенсен не склонен к самоанализу, но из его слов можно без труда догадаться, что он думает о мире. Взять хотя бы его характеристику (полную отцовской гордости) своего14-летнего сына Генри: “У него великолепный ум, склонный к познанию и по-настоящему творческий”. Не нужно быть Зигмундом Фрейдом, чтобы предположить, какие человеческие качества Вигго особенно уважает.

Общаясь с ним, узнаешь и еще кое-что. Он проводит много времени с сыном Генри, который ребенком сыграл маленькие роли в паре фильмов Вигго. Когда у Иксен был гастрольный тур, “мы несколько месяцев проводили вместе каждый день”. Сам Вигго в детстве много путешествовал: его семью (папа-датчанин, мама-американка) носило по свету между Данией, Венесуэлой и Аргентиной. Они осели в Штатах, когда Вигго исполнилось 11. “Оказывается, у многих актеров было похожее бродячее детство, - размышляет он. - Это весьма способствует формированию неугомонного характера”.

Он описывает свою жизнь как череду уникальных переживаний и праздничных моментов. “На прошлой неделе мы снимали “Идальго” в Хай Плэйнс, в Монтане, где нет ни одной изгороди на протяжении многих миль. Можно было легко вообразить, что сейчас 1890 или 1790-й год, - говорит он. - Я находился в центре табуна из 600 или 700 лошадей. И я понимал - немногие люди могут похвастаться, что испытывали подобное. Никто в мире никогда не был в середине такого огромного табуна, изо всех сил погоняя лошадь”. И какие выводы вы из этого делаете, интересуюсь я. Он на секунду замолкает. “Ну... я просто говорю себе: “Не забывай об этом”.

Мортенсен способен поэтично рассуждать на любую тему, даже такую прозаическую, как съемки фильма. “Это похоже на древний ритуал”, - говорит он. - Ты сеешь семена, создаешь детали, подбираешь одежду, гардероб, снаряжение, устанавливаешь камеры, софиты. У тебя есть слова для обряда, движения и жесты, которые надо изобразить, и ты воплощаешь это в жизнь. Ты надеешься на удачу, надеешься, что боги с тобой и твоей командой, и что в результате случится нечто магическое”. Его слова не вполне согласуются с реальностью, которая зачастую заключается в том, чтобы часами сидеть, скучая, пока режиссер совещается с командой, а потом по 14 раз произносить одну и ту же реплику, причем в фильм войдет самый неудачный дубль – однако приятно, что Вигго видит жизнь иначе.

Прямо сейчас он с удовольствием играет Фрэнка Хопкинса, реального разведчика, охотника и кавалерийского курьера, который прославился в конце XIX века в США своими победами в скачках на длинную дистанцию. Он был участником легендарного шоу Буффало Билла “Дикий Запад”, и все афиши гласили: “Идальго и крутой наездник Фрэнк Хопкинс - самый выносливый скаковой дуэт в мире”. Эмиссар арабского шейха решил оспорить у него этот титул, и Хопкинсу пришлось принять участие в действительно выдающемся спортивном событии – гонке на 3000 миль по Аравийской пустыне. Еще раз перечислим причины, по которым Мортенсен согласился участвовать в этом проекте. Во-первых, фильм с большим уважением описывает коренных жителей Америки – индейцев племени Лакота, на чьих мустангах – забракованных как “толстые и коротконогие индейские пони” - Хопкинс ездил верхом. Во-вторых, несмотря на стремление создателей фильма снять кинохит, подходящий для семейного просмотра, индейцы и арабы говорят в картине на своих языках, а не по-английски, а для зрителей предусмотрены субтитры. И в-третьих (и это самое важное), “мне нравится, что этот американец пересекает океан не для того, чтобы учить людей, воспитывать их или заставлять следовать американскому образу жизни (как во многих голливудских фильмах). Он пересекает океан, чтобы делать то, что он лучше всего умеет, и с честными намерениями. Он многое узнает о тех местах, людях, о животном мире, а в результате лучше узнает самого себя. И я надеюсь, зрителям это тоже понравится”.

В течение часа, пока длится наша беседа, эти слова и мысли повторяются не один раз: честные намерения, скромность, “делай то, что лучше всего умеешь”, “необходимо все время учиться и делать богаче свою жизнь”. “Есть только один тип актеров, и это второстепенные актеры, - говорит он, имея в виду, что даже если роль главная, актерская работа всегда второстепенна по отношению к режиссерской. “В кино ты всего лишь сырой материал, только оттенок в некоей палитре, а картину рисует режиссер”. Он готов принимать и уважать этот порядок вещей. “Я вечно беспокоюсь о том, чтобы сделать работу хорошо, - говорит он. - Мне это не то чтобы мешает, скорее это чувство похоже на “о черт, я мог сделать это лучше”.

Терри снова собирается фотографировать, но Вигго еще излагает свою философию. “Когда работаешь, необходимо размышлять на тем, что делаешь, - говорит он. - Если делаешь усилие и полностью погружаешься в работу, чему-то обязательно учишься - так или иначе”.

И последняя мысль. “Я уже об этом говорил, но не знаю, было ли это напечатано. Роберт Льюис Стивенсон сказал: “Путешествовать интереснее, чем достигать конечной цели. А настоящий успех – в труде”.

Это твой девиз, Вигго, так ты живешь? “Да, - говорит он. - Но я не всегда это помню”.

 

 

 



Реклама:
Сайт управляется системой uCoz