ИНТЕРВЬЮ
 

 

Главная страница
Новости
Архив новостей
Биография
Фильмография
Интервью
Творчество Вигго
Фотоальбом


Ссылки
Пишите письма

 

"Он - хороший пример для подражания"
Вигго Мортенсен рассуждает об Арагорне

War of the Ring.net, декабрь 2003
Перевод – Елка. Оригинал - здесь

Вигго Мортенсен – отличный парень, с которым приятно сидеть рядом на банкете [интервью взято во время банкета для прессы в Лос-Анджелесе 3 декабря 2003 года - Irin]! Как и его герой, Арагорн, Вигго говорит очень вдумчиво и мягко. Его погружение в образ своего персонажа и в процесс создания трилогии заставило меня поверить, что он по настоящему понял характер Арагорна, как его описал Толкин. Оказалось, он распознал не только вплетенную в сюжетную канву борьбу добра и зла, но также и внутреннюю борьбу Арагорна - человека, которому было предназначено стать Королем.

- Для большинства из нас, особенно фанатов книги, определяющим моментом является эпизод, когда вы предлагаете мертвым шанс искупить свою вину. Это с нашей точки зрения. Что является определяющим моментом в фильме на ваш взгляд?

- Возможно, в некоторой степени, то же самое. Главным образом из-за способа, которым Питер снимал и смонтировал этот эпизод. Арагорн, при любом размахе воображения – не из тех, кто говорит много. Так, многое из того, что мы о нем знаем, идет из его реакций... из его... внутренних противоречий на его духовном пути в трилогии. И кульминацией этого внутреннего сражения, этого психологического путешествия становятся… Тропы Мертвых. В расширенной версии первого фильма, есть сцена, где он стоит у могилы своей матери. Именно она принесла его в Ривенделл, когда он был ребенком, чтобы он воспитывался там – как другие персонажи мифов и сказаний, будь то Моисей, или Артур, или герои скандинавских саг, где кого-то приносят, прячут, чтобы защитить, отдают на попечение людей, не являющихся кровными родственниками.… Итак, он у могилы матери в утро отъезда Братства из Ривенделла, появляется отец [Вигго, разумеется, имеет в виду Элронда, которого он нередко называл приемным отцом Арагорна – Irin] и говорит... "Ты должен это сделать... ты - единственный наследник трона, и это - твоя ответственность… это - твоя судьба". И Арагорн отвечает: "Я не хочу этой власти, и никогда не хотел", понимая под этим, что… я счастлив - быть полезным, быть чем-то вроде одинокого следопыта, и я сделаю все, что необходимо для защиты людей, но не хочу этой… я "не баллотируюсь на пост". Отчасти, дело в том, что он чрезвычайно скромен, что он - не высокомерный человек, но также в том, что он боится. Он боится… неспособности взять верх, боится не справиться с задачей. Он достаточно хорошо знает, что даже наиболее благородный из его предков, когда дошло до главного, потерпел неудачу, проявил слабость, и, не устояв перед искушением, закончил тем, что совершил эгоистичный поступок. Так почему он, заброшенный потомок угасшего рода, который возможно, из-за условий воспитания испытывает разновидность… сиротского менталитета, почему он? В момент решающего психологического сражения, которое должно доказать, чисто ли его сердца и чисты ли его намерения, в момент, когда он сталкивается с мертвыми - почему он должен быть сильнее, чем его предки? Так что, это - кульминация психологического путешествия. Да, в определенной мере, это один из наиболее интересных моментов для персонажа.

- Но это также одно из отличий персонажа от книги… нежелание настаивать на своих притязаниях. В книге Арагорн более чем жаждет встать и сказать: "Я - Арагорн, сын Араторна!" Что вы можете сказать об этом?

- В некоторой степени... хотя я думаю, что он и в книге проявляет некоторые сомнения… у него они есть. Я не собираюсь тратить впустую целое интервью, перечисляя вам номера страниц, однако он действительно проявляет некоторую сдержанность, он знает, что вынужден сказать это. Мне очень нравится, что… возможно, иногда фильм уходил слишком далеко в ином направлении, Арагорну не давали достаточно реплик… и это исправлено в расширенной версии… Мне очень нравится факт, что в фильме отражена эта его внутренняя борьба, это делает его более современным персонажем… или персонажем, который в большей степени приближен к современной аудитории. В этом – его отличие от героев скандинавских саг, с которыми у него много общего, и которые декламируют длинные поэмы перед битвой, во время битвы и после битвы, даже когда умирают и так далее. Они рассказывают о себе, своих деяниях, о том, что собираются делать, что делают и что сделали. Он действительно в основном так не поступает, о его заботах и привязанностях говорят его действия и жесты… и это мне очень нравится, но я думаю, что всех персонажей отличает внутренняя борьба, и вы можете видеть это в тот или иной момент. Сильная сторона и книг и фильмов, что у всех героев этой истории есть минуты сомнений, слабости, страха. Включая Арагорна, который, несомненно, доказывал много-много раз, что он храбр, что готов пожертвовать всем для блага общества, для блага группы, однако, он не всегда уверен, что сумеет это сделать.

- Смотря дополнительные материалы и расширенные версии, кажется, что вы на самом деле, по настоящему, были поглощены этим… это обычно для вас, или тут был особый случай?

- Погружаться в роль?

- Да.

- Я делаю столько, сколько могу, чтобы воодушевиться и приготовиться. И столько, сколько могу, чтобы помочь режиссеру, выложиться работе над сценой, и, прежде всего, самому получить удовлетворение от работы. Если я сам не убежден в том, что отдал всего себя и вложил все, что мог, помогая рассказать историю, то, как я могу ожидать, что другие будут удовлетворены тем, что я сделал? Неважно, включит ли режиссер эту сцену или нет, ты знаешь, что должен поступать именно так… это лишь дольше длилось в последнем случае…

- Мы сейчас говорили с вами обо всех трех фильмах, и вы как будто разочарованы монтажом… некоторых мест, который сделал Пит… Вы упоминали, что такая-то сцена была вырезана, или нет такого-то мотива…

- Но, знаете ли, каждый сталкивался с таким опытом…

- То есть, это всего лишь часть игры?

- Вообще говоря, это - часть любого кино. Я не говорю, что это плохо… я говорю, что это положительный момент… и я доволен тем, что сделал Пит. И также, что является своего рода нововведением, он сделал расширенные версии, и не спустя годы, а немедленно… почти одновременно. И не просто DVD-диски, где среди дополнительных материалов есть одна, две, три, четыре, пять сцен, не вошедших в окончательный вариант. Здесь дополнения фактически встроены в фильм; есть сцены, где половины не хватало - и это вернули на место, вставили вырезанные моменты и целые эпизоды, Говард Шор написал для них новую музыку. Так что, теперь это бесшовная, и, в некоторой степени, возможно, более полная версия, более полный взгляд как на Средиземье, так и на персонажей, и это здорово.

- Что бы вы посоветовали тому, кто не видел ни одного из этих фильмов: смотреть их на большом экране или на DVD-плеере?

- Ну, думаю, что расширенные версии тоже могут показать когда-нибудь, но пока, если вы говорите о выборе только одного варианта, я бы порекомендовал расширенные - неважно, где смотреть их, на большом экране или на маленьком. Или я бы сказал, посмотрите обе и составьте собственное мнение. Это - две разные работы. Не думаю, что обязательно нужно быть фанатом Толкина, чтобы смотреть расширенные версии, на мой взгляд, они просто более плавны и информативны. Иногда вы смотрите фильмы длиной в полтора часа, всего девяносто минут, а кажется, что они идут уже три или четыре часа, начинаешь мысленно стонать: "О-о-о, Боже", потому что они просто не слишком хорошо сделаны… бессвязны… Иногда при создании картины приходится идти на компромиссы, и это не всегда приводит к успеху, не срабатывает. Или наоборот, вы можете смотреть, в зависимости от ваших вкусов, например, "Танцы с волками", или части "Властелина колец", или… "Андрей Рублев"… я не знаю… и они не кажутся долгими, даже при том, что это очень длинные фильмы… длиной в три, четыре часа…

- Или больше …

- Да… так что… это зависит только от того, насколько хорошо они сделаны. Лично я не возражаю сидеть перед экраном несколько часов, если я увлечен.

- Говард Шор рассказывал, что вы написали много песен во время съемок, и что у вас даже имелись стихи и романы Толкина… Я не вполне уверен, что именно он сказал… Как, в конечном счете, появилась эта песня в фильме?

- Ну, одна есть в расширенной версии первого… Очевидно, у меня имеется законный процент…

(Общий смех)

Они выполняют определенную функцию, ритуальную функцию, а в случае первого фильма, это еще и информация… Я имею в виду, что в этот момент вы фактически в первый раз, не считая маленьких отрывков в прологе, слышите эльфийский - когда они в болотах, ночуют под открытым небом… хоббиты с Арагорном, или Странником, как он известен на тот момент.… И он, думая, что все спят, начинает напевать, очень тихо, песню на эльфийском… так вы слышите этот язык... и он кажется очень взволнованным из-за того, что ему вспоминается. И Фродо слышит это, а Странник не знает, как лучше объяснить, кто … [здесь у одного из журналистов возникают проблемы с диктофоном] Фродо спрааааашивает… (смех): "Кто она? " или "Кем она была? ", что одновременно говорит вам о множестве деталей, которые могли иметь место в фильме. Это говорит вам, что Фродо не только знает о языке эльфов или даже понимает его, но интересуется этим, и что, подобно Бильбо, он - необычный хоббит, поскольку он интересуется внешним миром и другими культурами, что он любопытен от природы и эрудирован. Также, это показывает вам, что Арагорн свободно говорит на эльфийском… вы еще не знаете - почему. Это также вводит образ женщины, показывая вам, что этот парень не просто мрачная личность. Эта песня выполняет множество функций, и я думал о ней как о чем-то вроде сегодняшней популярной песни… Вы напеваете песню, песню "Битлз", например, и в тексте упоминается какое-то другое имя, но для вас они ассоциируется с вашим парнем или девушкой, или вообще с чем угодно… понимаете, о чем я… это еще одна ее функция. Надеюсь, этот момент воздает должное Толкиену, и он очень удачный… удачный для Фродо. На коронации, слова... вы можете найти их в книге, именно это Арагорну предназначено спеть. Но там нет мелодии, и я, как и в случае с первой песней, написал ее сам, и я действительно рад, что она вошла в фильм, потому что это поклон Арагорна прошлому, предкам… Вот что, примерно, он поет на эльфийском…

"из-за моря прибыл я в Средиземье
здесь останусь, и здесь будут жить
мои потомки до скончания мира…"

…что-то подобное. Конечно, теперь он прибыл не из-за моря, он родился в Средиземье. Мне представляется, хотя я нигде не нашел у Толкина прямого подтверждения этому, но я полагаю, что все короли, с той поры пор как Элендил пришел в Средиземье, вероятно, повторяли на церемонии те же самые слова. Так что, в этом есть ритуальный аспект. Это благодарность прошлому. Что, думаю, осознают такие персонажи как Арагорн, и Гэндальф, и Галадриель, и Элронд... Они сознают, и мы должны осознать, сколько было сделано хорошего в прошлом – но и ошибок тоже, в том числе людьми, и это признание ценности этого прошлого и обещание держаться избранного пути и заботиться о будущеем.

- Каким он был бы королем, по вашему мнению?

- Я думаю, вероятнее всего, он был бы хорошим королем, и я знаю из Приложений, что он и стал таким – возможно, лучшим из тех, которые когда-либо там правили. В определенной степени из-за того, что его… то, что походит на слабость, и что поначалу персонажи, подобные Боромиру, ошибочно трактуют как слабость, его нежелание делать скорые выводы о людях или событиях, его задумчивость, и иногда, в допустимых пределах, беспокойство или страх, - это определяющие моменты. Потому что они указывают на отсутствие у него высокомерия, на интерес к другим людям, другим культурам… они показывают, что он из тех, кто тщательно взвешивает последствия своих слов и действий; и когда он действует или говорит необдуманно, как, например, однажды с Боромиром, когда тот его очень расстроил… и опять, эта сцена - из расширенной версии… он сожалеет об этом и показывает, что сожалеет. В нем есть скромность и стремление быть выше ощутимых различий, которые могли быть у него с другими в Средиземье. Этот тот тип лидера, которого, мне жаль, нет у нас и во многих других странах. Я считаю, он - хороший пример для подражания, и думаю, что все остальные члены Братства тем или иным способом осознают… начинают понимать, что у нас с другими людьми больше общего, чем наоборот, а думать иначе – значит не избежать отчуждения.

- Люди, которые жаждут править, не испытывают ли они недостатка в тех качествах, о которых вы говорите?

- Да. Но он не желает быть королем, и это само по себе является сильным моментом. Обстоятельства вынуждают его: "Я обязан сделать это, принять эту роль, потому что я - единственный наследник". И если он делает это - определенные события могут произойти, если нет - определенные события не имеют шанса на успех. Если бы он не пошел по Тропам Мертвых, сражение на полях Пеленнора, возможно, было бы проиграно.

- Эти картины сделали вас гораздо более известным, намного больше, чем раньше. Как вы себя чувствуете в связи с этой растущей популярностью, что думаете об статусе секс-символа и обо всем сопутствующем внимании?

- Я говорю об этом, пытаюсь контролировать это и интересуюсь этим постольку поскольку. Думаете ли вы или кто-нибудь еще, что эти картины хороши, что они сняты прекрасно или ужасно, или обсуждаете, что там Питер делает в плане монтажа, я имею в виду, это не то, о чем я много говорю или чем сильно интересуюсь. Людям нравятся результаты нашей работы, и безумная сторона этого - такая популярность. Понимаю, почему они популярны, и тем не менее, это не так уж важно. Я снимался в других картинах, которые, как я думал, были весьма неплохо сделаны, и сценарии были хороши, и мы прилагали достаточные усилия, но, знаете, тут действительно нужно немного везения.

- Итак, что дальше?

- Картина, выходящая в марте (2004), называется "Идальго", тоже очень хорошая история. И это результат того, в чем я отдаю себе отчет и относительно чего счастлив – у меня стало…

- ... больше предложений…

- Да. Без такого огромного успеха Братства Кольца, мне никогда не предложили бы ту роль… вероятно, я бы даже не попал в ту комнату, где велись переговоры о её исполнении…

(смех)

- Вы можете рассказать нам о каких-нибудь записанных и вырезанных сценах, которые будут на DVD?

- Вам следует спросить у Пита! Существует много сцен, которые не смогли включить, и я надеюсь, в конечном счете, они вернутся!

 

 

 


Реклама:


Сайт управляется системой uCoz