ИНТЕРВЬЮ
 

 

Главная страница
Новости
Архив новостей
Биография
Фильмография
Интервью
Фотоальбом


Ссылки
Пишите письма

 

 

Таинство вещей

Шана Нис Дамброт, Juxtapoz #19, март 1999
Оригинал - на сайте The House Of Telcontar

Фотоискусство Вигго Мортенсена

Photographed by Viggo Mortensen На киноэкране он то надирает издевается над Деми Мур, будучи суровым, облеченным властью сержантом, то уводит жену у Майкла Дугласа. А в обычной жизни Вигго Мортенсен занят документированием прекрасного, которое нас окружает. Шана Нис Дамброт прикоснулась к жизни, лишенной заурядности.

Photographed by Viggo MortensenКак известно, Вигго Мортенсен появлялся во множестве фильмов, включая “Багровый прилив”, “Идеальное убийство”, “Солдат Джейн”, “Портрет леди”, “Альбино Аллигатор” и недавний римейк “Психо” Гас Ван Сента. Он так же – признанный поэт. Еще он рисует и представляет публике свои фотографии и картины, созданные за последние несколько десятилетий. А сейчас у него новая задумка – он собирается выступить в качестве режиссера новаторского кинопроекта. Но, как ни странно, все это – вещи взаимосявязанные.

Фотографии Мортенсена, несомненно, не блещут какой-то особой техникой, они весьма спонтанны, непосредственны, сделаны без использования вспышки или выдержки. Он просто фиксирует то, что видит перед собой. Но в них есть определенная цветовая насыщенность и некая мистика, эти снимки словно раскрывают тайное значение самых обычных вещей. Фотографии Мортенсена скорее вопрошают, чем дают ответы.

Может быть, работа с целым рядом свободомыслящих режиссеров каким-то образом определила его вкус, его способ смотреть на мир. Может, время, проведенное перед камерой, наблюдение того, как трасформируются образы в кино, внушило ему более острое внимание к деталям и умение увидеть необычное в обычном. Или дело в поэзии, другой его музе, которая научила его думать стихами, отрывками из книг и сопоставлениями. А может, у него просто хороший фотоаппарат и интересная жизнь. Так или иначе, у Мортенсена есть дар создавать странные, но необыкновенно притягательные фотографии, при этом почти не приукрашивая картину мира.

Photographed by Viggo Mortensen Когда мы встретились в Callahan's – сальные чайные ложки идеально соответствует подлинной скромности художника – солнечным днем в Санта-Монике, и стоило светловолосому актеру появиться в дверях, как все взгляды немедленно обратились к нему. И причиной этого внимания стала отнюдь не кинематографическая популярность Вигго Мортенсена (ему, актеру-хамелеону, до сих пор великолепно удается сохранять анонимность, чем он вполне доволен), но его обаяние и привлекательная, поэтическая внешность. Во время нашей беседы, забыв о суетящихся вокруг официантках, Мортенсен демонстирует настоящую одержимость фотографией. Он, например, прерывает разговор, чтобы объяснить, почему из того, как зеленая поверхность прилавка бросает отсвет на вишнево-красный автомат по продаже кока-колы, получилась бы отличная фотография. “Я снял бы это прямо сейчас, будь при мне фотоаппарат”, сокрушается он.

Давайте начнем с отношения кино к искусству фотографии. Ваша работа по одну сторону камеры влияет на то, что вы делаете, оказавшись по другую сторону?

Может быть, подсознательно. Операторы, режиссеры выстраивают сцены. Я не учился этому специально, но это может влиять на то, что я делаю. Обычно я не фотографирую во время работы над фильмом, но иногда это случается. Есть пара кадров, сделанных во время съемок фильма “Темный полдень”. Думаю, они интресны, на некоторых – слон, девушка (Эшли Джадд) с окровавленным лицом, в одной сорочке, или с улыбкой наблюдающая восход солнца.

Photographed by Viggo Mortensen То, что вы фотографируете, и в самом деле не документальное отражение действительности. Так где же вы находите образы?

Беру то, что есть. Вы знаете, я не очень-то общественный человек. Я действительно не слишком стараюсь что-то там находить (улыбается). Но когда я работаю с людьми, они в моем распоряжении – если не убегают прочь.

То есть вы не подкрадываетесь к людям, чтоб их запечатлеть?

Конечно, я был бы более продуктивным, если бы делал это, но мне и так хватает материала. Мне не нравится специально подготавливать снимок. Я видел много фотографий людей, которые определенно были постановочными – срежиссироваными, оформлеными, определенным образом освещенными. Не знаю, может, это лень, или просто мне так нравится, но я предпочитаю снимать в свете, который есть в моем распоряжении. Иногда я пользуюсь вспышкой и прочим, но гораздо больше мне нравится фоторграфировать именно то, что меня окружает, ночь это или день. Фиксировать именно то, что происходит, что я вижу – без всякого вмешательства. Полагаю, вещи и без того достаточно таинственны, а люди совершают весьма странные поступки, чтобы пытаться еще и приукрасить их.

Итак, вы не заинтересованы в том, чтобы использовать различные технологии для фотографирования. Как часто вы манипулируете с кадрами – в камере обскура или, может быть, в “Фотошопе”?

Несколько фотографий были изменены: использовалась двойная экспозиция, поцарапанные негативы или “Фотошоп”.

То есть, вы не против технологии…

Нет, я не против того, что удобно использовать. Моя сдержанность, или, если хотите “технологическая паранойя, не имеет под собой твердых идеалогических принципов. Можно сказать, я просто недоверчив.

Раскажите о ваших режиссерских планах.

Я написал кое-что, в особенности одну вещицу, которую и собираюсь сделать следующим летом в Дании. Фильм немного странный, на который трудно найти денег, особенно в Европе. Но я в конце концов убедил Датский Институт Кино дать на него немного денег, и компания Ларса Фон Триера “Zentropa” (“Рассекая волны”) заинтересовалась тем, что может получиться. История основана на повторяющихся снах, которые я видел в 8 лет, потом в 17 и снова в 21 год. К тому времени я уже писал рассказы - записал и это. Так сон превратился в рассказ. Потом рукопись потерялась, но несколько лет назад я наткнулся на нее в старой коробке и решил превратить в сценарий. Это немой фильм, без субтитров и чего-то подобного.

Интересно, не связаны ли ваши сны со способом фотографировать? Я говорю о той необъяснимой значительности, даже торжественности, которая есть в ваших фотографиях. Подчас когда смотришь на снимок, видишь не только то, что снято, но и то, что осталось за кадром.

За каждым из снимков – своя история. Знаете, много раз, проходя мимо каких-то людей или мест, я понимал, что уже видел это во сне. Меня это изумляет.

Как ваша карьера в Голливуде влияет на карьеру в искусстве?

Ну, я писал стихи и состоялся как поэт несколько раньше, чем началась моя кинокарьера. В итоге это помогло мне, кино и творчество влияют друг на друга – это неизбежно. Есть вещи, которые не заслуживают того, чтоб о них говорить, но то, что имеет значение, остается всегда. И спустя годы люди забудут все остальное. Намного легче критиковать, опровергать и различными способами сеять рознь, как в кино, так и в искусстве, в социальных отношениях, чем пытаться быть открытым и готовым к сотрудничеству. Легче только говорить: “Это – для избранных, и то, что принадлежит мне – самое лучшее, то, что принадлежит моим друзьям – просто великолепно (но мое лучше), а все остальные могут убираться прочь”. Это легче, и если ты ловок в обращении со словами, подобная позиция привлечет к тебе внимание многих людей. Это так же смешно, как читать the Enquirer [американский таблоид – прим.перев.], но я не хочу читать это весь день напролет, понимаете?

 

 

 



Реклама: перепланировка квартир
Сайт управляется системой uCoz